|
РУБРИКА "КУЛЬТПОХОД"Подвиг Геракла
Постановка стала возможной благодаря федеральному гранту в 11 миллионов рублей, за который боролись около ста коллективов из разных регионов страны. Проект уфимцев признали самым интересным. Уникальность события в том, что опера Генделя до этого не ставилась в России, а его музыка впервые прозвучала в сценическом воплощении за всю историю башкирского театра. Одним же из определяющих факторов выбора стал высокий профессиональный уровень труппы. Постановку осуществила команда в составе лауреатов «Золотой маски» прошлых лет - известного московского режиссера Георгия Исаакяна, сценографа Валентины Останькович, художника Дениса Солнцева. В основе либретто оперы - трагедия Софокла «Трахинянки» и книга Овидия «Метаморфозы». - То, что жюри отметило нашу работу, стало приятной неожиданностью, - говорит главный дирижер Артем Макаров. - Мы гордимся нашей победой, это - общий труд всего коллектива театра, прежде всего оркестра, хора, солистов и, конечно, режиссера спектакля. В числе номинантов «Золотой маски» - исполнительница роли Иолы - 28-летняя солистка БТОиБ Диляра Идрисова. Сегодня ее рады видеть на лучших европейских сценах, а еще каких-нибудь пять лет назад выпускница Академии искусств имени Загира Исмагилова не могла найти работу в родном городе. И пришлось ученице знаменитой Миляуши Муртазиной отправиться в Стерлитамакскую филармонию, а потом в Челябинск. Но, наверное, всему свое время. Мечта Диляры петь на сцене Башкирского театра оперы и балета стала реальностью. В прошлом году она стала обладателем второго Гран-при и приза зрительских симпатий на международном конкурсе вокалистов в Тулузе, оставив позади не одну сотню претендентов. Затем получила звание лауреата Первой национальной оперной премии «Онегин» в Санкт-Петербурге, победив в номинации «Дебют». Все успехи молодой певицы, которой прочат большое будущее, были бы невозможны без ее педагога, у которого она берет уроки и по сей день. - Миляуша Галеевна очень требовательна, - рассказывает Диляра. - Она не устает повторять, что голос надо развивать. Как спортсмен наращивает мышцы, так и певец при упорной работе над собой может многого достичь. Участие в конкурсах - хорошая возможность проверить себя, а неудача - задуматься, в том ли направлении ты движешься. Кроме того, всегда интересно спеть новые произведения, расширить репертуар. Это шанс заявить о себе, и его надо использовать. Диляра родилась в музыкальной семье: дедушка - композитор, бабушка - певица, мама - кандидат искусствоведения. В пять лет она поступила в специальную музыкальную школу по классу фортепиано и только на старших курсах поняла, что ей ближе академический вокал. Петь любила с детства, в присутствии гостей исполняя башкирские народные песни. Встреча с Генделем была не первой: с музыкой барокко, имеющей жанровые особенности исполнения и требующей особого мастерства, виртуозной техники исполнения, она уже знакома. Два года подряд певица принимала участие в «Гендель-фестивале», который проводится на родине композитора. Уфимка спела партии Армиры в редко исполняемой опере «Сципиона» и Лисауры в «Алессандро», очаровав искушенную европейскую публику. Иола стала ее первой большой ролью на уфимских подмостках, до этого зрители могли увидеть певицу только в двух комических опереттах Оффенбаха. - Наверное, помогло фортепианное образование, - продолжает Диляра. - Музыка Генделя особенная, она требует большой концентрации, внимания и кропотливого труда. В ближайшее время Идрисову ждут театры Германии и Франции, но все-таки самой родной остается башкирская сцена, которая когда-то была для нее такой недосягаемой и, может быть, поэтому особенно желанной. Заслуженный деятель искусств РФ Г еоргий Исаакян на пресс-конференции, посвященной премьере спектакля, назвал уфимскую сцену идеальной для постановки Генделя: - Вся современная массовая культура старательно нас ограждает, чтобы мы не стали умнее, образованнее, тоньше, чтобы мы не слушали хорошую музыку, не смотрели хорошие спектакли, не задумывались о каких-то глубоких серьезных вещах. Кто, как не Гендель, может помочь нам вспомнить о том, зачем мы приходим в этот мир? С приходом на должность генерального директора Ильмара Альмухаметова театр, несомненно, задышал по-новому. Стоит напомнить премьеры сезона: оперы «Кармен» и «Салават Юлаев», балет Григоровича «Легенда о любви», международный конкурс вокалистов в рамках фестиваля «Шаляпинские вечера в Уфе», обновление балетов «Тщетная предосторожность» и «Журавлиная песнь». Наконец, приглашение в качестве главного режиссера молодого перспективного Филиппа Разенкова. - Перед закрытием сезона мы покажем премьеру оперы «Искатели жемчуга», новый - откроется балетом «Аленький цветочек», - рассказывает Ильмар Разинович. - Что касается «Золотой маски», то только один факт, что коллектив был выдвинут сразу в пяти номинациях, можно рассматривать как победу.
На премию «Золотая маска-2017» от Башкирского государственного театра оперы и балета выдвигались:
l опера «Геракл» в номинации «Опера/Спектакль». Режиссер-постановщик - заслуженный деятель искусств РФ, лауреат Государственной премии РФ, премии правительства РФ им. Ф. Волкова за вклад в театральное дело России, Российской национальной театральной премии «Золотая маска» Георгий Исаакян (Москва); l опера «Орлеанская дева» в номинации «Опера/Спектакль». Режиссёр-постановщик - лауреат международных конкурсов, главный режиссер Башкирского государственного театра оперы и балета Филипп Разенков; музыкальный руководитель и дирижёр-постановщик - заслуженный деятель искусств России, народный артист РБ, лауреат Российской национальной театральной премии «Золотая маска» Валерий Платонов (Пермь); l Артем Макаров в номинации «Опера / Работа дирижера» (опера «Геракл»); l Диляра Идрисова в номинации «Опера / Женская роль» (опера «Геракл», партия Иолы); l приглашенная солистка Надежда Бабинцева (Екатеринбург) в номинации «Опера / Женская роль» (опера «Орлеанская дева», партия Иоанны).
Светлана ЯНОВА |
|
|