 |
РУБРИКА "АССАМБЛЕЯ НАРОДОВ"Прогулка между пространством и временем
Мы совершаем увлекательную прогулку по это му замысловатому «миру искусствоведа». Вот в руках Альмиры Янбухтиной появился и наглядный пример этого вечного перетекания из жизни в искусство, из искусства - в педагогику, и затем опять - в жизнь. Мы рассматриваем бетеу, возраст которого давно уже перевалил за столетний рубеж. - Бетеу - это оберег в форме треугольника, который характерен для культуры народов тюркского мира. Его мастерили, чтобы охранять себя от неведомых опасностей, которыми всегда изобиловала жизнь народа. Очень часто его вешали больному на шею, чтобы он быстрее поправился, или вешали на люльку отгонять злых духов от ребенка. Внутрь этого предмета закладывали кусочек железа и маленький обрывок суры из Корана. В нем органично соединились элементы ислама и язычества. Кстати, сам треугольник - это один из древнейших символов. Направленный вершиной вверх - он означает мужчину, если же вершина направлена вниз - это женский знак. А вот этот яркий треугольничек четыре года назад мне подарила одна пожилая башкирка из Абзелиловского района. Здесь же рядом вы можете увидеть бетеу, которые на практических занятиях сделали мои студенты. - И таким образом традиция начинает воспроизводить сама себя? - А так и получается. Женщина из деревни Аскарово Абзелиловского района, когда подарила свой бетеу, рассказала мне о том, что она научила этому искусству молодых девушек из местного швейного училища… А вот нарядный сергетыш, который подкладывали под седло. Сергетыш, вернее орнаментальные узоры, которыми украшалась накидка, могут очень многое рассказать об историко-философском символическом мироощущении башкирского народа. - Кстати, обратите внимание, что на этом сергетыше преобладают мужские треугольники. Здесь же перед нашими глазами развернут самый настоящий символ мироздания - это тушелдерек, башкирский женский нагрудник начала XX-го века. Башкиры всегда видели мир сложным, многоярусным. Нижний мир, где течет река в виде ажурного переплетения кораллов. Средний мир состоит из полоски серебряных монет, и верхний мир, где нашитые коралловые бусинки образовывают горы. Плотно зашитый кораллами нагрудник закрывал женщину от шеи до колен. Затем нагрудник набивался войлоком, нашивались монеты, и тушелдерек становился эдакой непробиваемой броней-оберегом. У этой скатерти, сделанной руками мастерицы Зияды Галиуллиной из деревни Белянка Белокатайского района, трогательная история. Во время своих ранних экспедиций Альмира Янбухтина познакомилась с этой бабушкой-легендой. И она однажды высказала свою мечту: купить бы синее шелковое платье и побывать в Кремле. По возвращении в Уфу наша собеседница при случае рассказала про это Кларе Тухватуллиной, тогдашнему министру культуры. Министр улыбнулась и сказала: - А что?! Почему бы нам и не купить бабушке платье и не свозить в Москву? Вот так исполнилась мечта Зияды Галиуллиной из деревни Белянка. А перед смертью она завещала праздничную, своими руками вышитую скатерть своей уфимской знакомой Альмире. А сейчас Зияда Галиуллина все также смотрит на нас со старой черно-белой фотографии на выставочном стенде. Кстати, вот эти черно-белые снимки, на которых изображен быт башкирских деревушек северо-востока нашей республики, и сами выглядят словно застывшие капли времени, в которых преломляется народная душа. Конечно, невозможно в двух словах рассказать о том, что собиралось в течение всей жизни. Но мимо этого экспоната, живописного этюда художника Михаила Кузнецова, на котором изображен отчий дом Альмиры Янбухтиной в Буздякском районе, пройти мы не могли. - Обратите внимание на те красные холмы за домом. Это те же самые знаменитые холмы, которые когда-то в этих местах восторженно живописал Давид Бурлюк, лидер русского футуризма. Иногда мне кажется, что это совпадение - не такая уж и случайность. Ведь, когда в течение нескольких десятилетий занимаешься изучением того, как народная душа обращается в своего рода пластическом фольклоре, вдруг начинаешь ясно понимать, насколько все взаимосвязано в нашей жизни, насколько каждое событие переплетено друг с другом незаметными нитями знаковой символики.
Владимир СОЛОВЬЕВ |
|
 |