РУБРИКА "Некопеечное дело"Красивый бизнес
Прекрасное с полезным В галерее «Мирас» активно ведется подготовка к новой выставке. Руководители Ольга Рамазанова и Виолетта Ибатуллина признаются: в последнее время работы прибавилось. Неужели люди готовы и сейчас, в кризис, покупать картины? - Да, конечно, - рассказывает Ольга. - У нас даже появился вторичный рынок картин - это когда работа продается не автором или его родственниками, а предыдущими покупателями, причем, сделка проходит для них со значительной выгодой, средняя доходность здесь 20% в год. Естественно, что если гражданин сегодня купит картину, а завтра ее продаст, то ни на какую прибыль рассчитывать он не сможет: такого рода инвестиции относятся к долговременным. Ждать надо не меньше пяти лет. Многое зависит и от имени художника. Полотна известных авторов, таких как Домашников, Бурзянцев или Лутфуллин продаются, как минимум, за 1 - 2 тысячи долларов. Это серьезные авторы, цена на работы которых будет только расти со временем. С молодыми художниками ситуация другая: полотно может стоить и три тысячи рублей, но если через несколько лет автор значительно вырастет, станет известным, то цена его работ взлетает в десятки раз. Поэтому одна из главных задач художника - делать себе имя, а галериста - ему помогать, ведь выручку галереи делают на процентах от продаж. Имя художника складывается из персональных выставок, количества купленных работ и размещения его полотен в крупных частных коллекциях или музеях. Есть и нестандартные способы. Например, уфимский художник Евгений Севастьянов открытие своих выставок сопровождает яркими перформансами, которые нередко переходят грани общепринятых моральных норм. Так, открывая одну из выставок в Музее современного искусства, Евгений пригласил уфимских поэтов, которые читали патетические стихи. В самих строчках не было ничего необычного, разве что поэт с поэтессой выступали обнаженными... Как такого рода перформансы сказываются на имени художника? - Я не вижу в этом ничего дурного, - говорит Виолетта. - Самое главное, чтобы при этом автор рос профессионально, ведь, очевидно, что если коллекционеры будут знать художника исключительно по таким мероприятиям и не представлять, что он пишет, то серьезно они к нему не отнесутся. Традиционно в регионах спросом пользуются местные художники. Причина не только в патриотизме. Покупка полотна, особенно с целью инвестиции, не терпит суеты. Покупатель должен взвесить все «за» и «против». С работами местных авторов, которые выставлены в галерее, вопрос решается просто: семь раз увидел - один раз купил. Выставки художников из других регионов сложно организовать: перевозка картин, да и приезд самих авторов требует определенных средств. Гарантии же, что поездка окупится и картины приобретут, нет. Кроме того, в выставочных залах есть четкий график выставок, расписанных более чем на год вперед. Покупать картины, особенно если речь идет об инвестициях, галеристы советуют в салонах. Арт-бизнес крайне субъективен, и «шедевр», купленный на улице, может и не принести владельцу прибыли. Галеристы же сами заинтересованы в росте художника, поэтому абы чьи работы они выставлять и не будут. Кроме того, если речь идет о полотне уже известного автора, в салоне проверяют его подлинность. При малейшем сомнении работу в салон не берут. Инвестировать в искусство стали в Уфе не только частные лица, но и крупные компании. В этом году один из филиалов банков даже выпустил каталог с полотнами, которые есть в его коллекции. Дорогая старина Вещь, которой больше 50 лет, автоматически считается антиквариатом, а, значит, часы, доставшиеся от бабушки, старые сервизы и монеты уже не просто память, а вполне серьезный товар, который можно продать, купить, создать коллекцию. Но все ли можно коллекционировать? Как ни странно - да. Главное, чтобы на вещь был серьезный спрос. Вариантов множество: монеты, награды, фарфор и так далее. Можно даже собирать алкоголь. Прибыльное, между прочим, дело. Например, обыкновенная бутылка Советского шампанского 1950-х годов продается сейчас за 15 тысяч рублей. - Однажды все сообщество коллекционеров всколыхнулось, - вспоминает уфимский коллекционер Роман Коннов. - В Подмосковье был найден клад: несколько ящиков водки начала ХХ века. Первые бутылки продавались всего в два раза дороже современной водки. Потом владельцы поняли, что на этом можно заработать, и водка уходила по 30-50 тысяч за бутылку. Но полностью распродать клад не удалось. Воодушевленные успехом кладоискатели выпили все оставшиеся запасы. Сфера антиквариата очень субъективна и держится исключительно на взаимоотношении спроса и предложения, но определенные ориентиры есть все равно. По основным предметам коллекционирования несколько раз в год выходят каталоги с указанием стоимости. Но на редкие вещи каталогов нет, так что все решает спрос. Цена вещи может возрасти в разы, если выставлять ее на аукционы, где собираются заинтересованные лица. Помимо всемирно известных аукционных домов, таких как Sotheby's или Christie's, есть мировые аукционы попроще, специализирующиеся на продаже старинных автомобилей, кукол и так далее. Свои аукционы появились и в России. Они проводятся в Москве и Санкт-Петербурге. Но, чтобы продать редкую вещь, собираться в дорогу не обязательно. На торги её можно выставить и через Интернет. Российское законодательство относится к коллекционерам двойственно. С одной стороны, Россия так и не включилась в мировой бизнес антиквариата по той простой причине, что из нашей страны нельзя вывозить предметы старше ста лет, даже если этот предмет не имеет никакой ценности с точки зрения коллекционирования. Именно поэтому на российские аукционы не приезжают западные дилеры. При этом ввозить предметы можно без ограничений. Современный собиратель старинных вещей имеет полное право не отчитываться, каким образом к нему попал тот или иной предмет. Выставляя его на продажу, он также не предоставляет никаких документов о его происхождении, если, конечно, не хочет похвастаться проверансом. С одной стороны, это удобно для коллекционеров, но с другой - открывает каналы для воровства предметов, представляющих какую бы то ни было ценность. В старых домах, где происходят пожары, нередко появляются темные люди, которые выносят старинную посуду или монеты. Некоторые идут дальше и ищут клады с металлоискателями или даже, составляя серьезную конкуренцию археологам, копают в местах официальных раскопок. Таких «деятелей» называют «черными копателями». - Я очень негативно к таким вещам отношусь, но отрицать, что такое есть, не могу, - говорит Роман. - Например, недавно я узнал, что за лето в Самаре было продано свыше ста металлоискателей. Очевидно, что их покупатели могут заняться поиском древностей, представляющих серьезную ценность. Такого рода действия противоречат не только закону, но и моральным принципам коллекционера. Поэтому сам я никогда не покупаю предметы с рук у неизвестных мне людей. Это максимум, что может сделать коллекционер для борьбы с этим явлением: нет спроса - нет и предложения. За последние двадцать лет отношение к коллекционерам изменилось и со стороны музеев. Если раньше это были во многом конкурирующие структуры, то теперь они взаимодействуют. Коллекционеры дружат с экспертами из музеев, иногда предоставляют им свои коллекции для выставок, тем более что сами вещи с каждым годом становятся все более интересными. Например, сейчас в России существует тенденция, когда коллекционеры собирают не только вещи, но и исторические документы, фотографии. Только увидеть уникальные документы не просто: коллекционеры редко хранят ценности дома и показывают их только самым близким людям. Мало ли что... За настоящими редкостями любители антиквариата буквально охотятся, а собрав коллекцию, бережно ее хранят. Отдельные предметы они могут продавать, чтобы решить какой-то материальный вопрос, но полностью коллекция поступает на рынок, как правило, после смерти собирателя... *** Мало собрать предметы древности или искусства. Надо их еще и сохранить. Какая бы известная картина не висела на стене, продать ее выгодно нельзя, если рисунок почти не сохранился. Фарфоровая чашка времен Екатерины II, разбившись, теряет свою ценность и остается просто грудой никому не нужных черепков.
Где найти искусство? На данный момент в столице республики насчитывается 10 частных галерей и арт-салонов. Площадки под выставки-продажи картин предоставляют также три крупных торговых центра, в коридорах которых вывешиваются работы. Вообще, искусство привлекают многие структуры, где есть свободные стены. Периодически выставки проводятся в крупных уфимских гостиницах. Несмотря на обилие площадок, самыми желанными для художников являются государственные галереи. Их в Уфе три: Малый зал Союза художников, Уфимская художественная галерея и галерея «Ижад» - выставочный зал от музея им. М.В.Нестерова.
Из истории уфимского арт-бизнеса Первая уфимская частная галерея появилась в 1989 году. Она называлась «Сангат» и принадлежала легендарной в арт-бизнесе женщине Алле Булянской. Идея была такова: организовать выставку-продажу полотен художников, которые обычная публика не имела возможности увидеть, так как они не вписывались в рамки тогдашней цензуры. Такие полотна просто негде было продать, разве только через знакомых. В самой первой выставке приняли участие художники творческой группы «Март»: Александр Буганин, Сергей Игнатенко, Сергей Краснов, Анатолий Баратынский и Рамиль Латыпов. В первый же день работы выставки посетители начали покупать полотна, а к ее концу было продано больше половины экспозиции. Вторая выставка, посвященная прикладному искусству, также оказалась успешной, и после этого галерея начала свою постоянную деятельность. Спустя 7 лет Булянская открыла галерею в Москве, а в 2004 году она вышла за пределы России. В Лондоне в престижном районе Сент-Джеймс, в доме, где ранее проводился винный аукцион Christie's, сегодня открыта третья галерея Булянской.
Доходы и расходы искусства Открытие собственной галереи - дело затратное. Владельцы галереи должны вести работу в двух направлениях: содержание офиса и продвижение художников. В первом случае наибольшую статью расходов составляет арендная плата за помещение. Обязательные условия: салон должен находиться на «красной линии», в помещении необходимо наличие большой комнаты под выставочный зал и еще, как минимум, двух: для запасников и для сотрудников. Вместе с расходами на телефон, интернет и электроэнергию, расход составляет не меньше 100 тысяч рублей. Чтобы быть актуальными, галерея выпускает глянцевые каталоги с фотографиями самых ярких работ. (от 1 млн. рублей за выпуск). Доход галерей получается от продажи картин. Предельных границ «накруток» наше законодательство не ставит, поэтому, чтобы окупить расходы на продвижение художника, владельцы салонов ставят наценку от 50% до 100%. В качестве «подстраховки» при большинстве галерей находятся багетные мастерские, которые обеспечивают постоянный доход фирме и не требуют больших помещений или стартовых вложений. Обеспечение старины Бизнес на антиквариате не считается сильно прибыльным даже в Москве и Санкт-Петербурге, где оборот предметов старины гораздо больше, чем в нашей республике. Первый салон по продаже антиквариата появился в Уфе в 2005 году, сейчас в столице республики действуют четыре магазина, специализирующихся на его продаже. В салоны товар поступает в основном от проверенных коллекционеров и дилеров, однако принять могут и у частных лиц. Сумма, выставленная на ценнике, отличается от той, которая заплачена продавцу, примерно на 25-40%. Оценка вещи происходит для покупателя бесплатно, за экспертизу взимается дополнительная плата.
Словарь Арт-банкинг - финансово-консультационное сопровождение инвестиций в искусство. Осуществляется крупными банками. Новый вид услуг, появившийся в конце прошлого века в связи с ростом арт-рынка. Арт-дилер - частное лицо, которое занимается покупкой и продажей произведений искусства. Астрономия - непомерно высокая цена за предмет. Винтаж - предметы, возраст которых колеблется от 15 до 50 лет. Проверанс - история владения произведением искусства или предметом антиквариата, его происхождение. Проверанс повышает цену предмета. Пример проверанса: фотография известного деятеля вместе с предметом.
Что почем * Серебряный рубль 1809 года - 25 - 30 тысяч рублей Серебряный рубль 1841 г. 6500 - 8500 рублей Серебряный рубль 1891 г. - 1000 -1300 рублей 1 копейка 1936 г. - 30 - 270 рублей 1 копейка 1975 г. - 30- 50 рублей Школьная серебряная медаль 1985 г. - 1010 рублей Номер газеты "Правда" 1917 года - 7500 рублей Плакат с членами политбюро КПСС за 1986 г. - 6000 рублей Нож-финка 1942 г. - 34 000 рублей Кавалерийская офицерская сабля 1827 г. - 1 млн. 320 тыс. руб.
* по каталогу антикварного салона «АртАнтик»
Сергей Краснов - действительный член Российской академии художеств, заслуженный художник Республики Башкортостан: - Пусть в Уфе есть артгалереи, но рынка нет ни в Уфе, ни в Москве. Рынок сырья - да, а произведений искусства - нет. Наш рынок, скорее, барахолка,по причине неопределённости культурных ценностей.Возьмите журнал «Арт-хроника» - в нём вы не найдёте анализа современного положения искусства. Потому, что к нему нет интереса. Мы прошляпили буржуазную культуру,поэтому завязли в декадентстве.А пропущенные исторические этапы - мстят. Нельзя перепрыгнуть историческую формацию, и большевики это прекрасно доказали.
Ольга Самосюк, член Союза художников России: - Покупка предметов искусства у нас в городе нередко принимает странные формы. Люди, имеющие материальную возможность купить полотно художника, зачастую не разбираются в искусстве и не ценят его. Были случаи, когда наши состоятельные граждане привозили из Турции откровенный кич, платили за эти работы бешеные деньги и гордились тем, что у них в интерьере присутствует картина зарубежного автора. Местных художников тоже покупают, но, к сожалению, это зачастую происходит с позиции откровенного потребительства и пренебрежения: покупатели сами не ходят по галереям, не выбирают полотна, а отправляют дизайнеров. Последние подбирают картины, исходя не из художественной ценности или идеи, а по принципу - подходит ли картина под обои. Иногда полотна просят написать на заказ в определенной цветовой гамме и по заданной владельцем композиции. Такие картины, на мой взгляд, мертвы, ведь в них нет души и творчества. Признаюсь честно: в Уфе художникам не выгодно продавать картины. Авторы больше средств могут вложить в краски и кисти, цена на которые за последние пару десятков лет астрономически возросла. Цены на картины остались теми же. Экономически эффективнее вывозить картины в Москву, где, к примеру, за офорт можно получить около 1000 долларов. В Уфе графику предлагают продать за 300 рублей. Но дело даже не в деньгах, а в общей культуре, вернее, в ее отсутствии. Редко в какой семье сейчас есть картины. Чаще всего это интеллигенция: врачи, учителя, то есть люди, которым искусство близко, но в то же время у них нет свободных средств, чтобы купить полотно художника. Как они к ним попадают? Дарят друзья-художники, остаются от бабушек-дедушек. В целом же граждане забывают искусство. Помню лет 15 назад был проведен опрос на улицах города: людей просили назвать самых известных советских художников. Победили варианты: Суриков, Репин, Саврасов, то есть, русские дореволюционные авторы. Но говорить, что все плохо и бесперспективно, я бы не стала. Капитализму в России, по сути, 15 лет. И те, кто сейчас заработал определенные средства, еще не имеют традиции и культуры инвестировать деньги в искусство или даже просто коллекционировать полотна. Так было и в императорской России с первыми капиталистами. В первом поколении они были просто заводчиками, но их дети, получившие образование за границей, уже стали интересоваться культурой и искусством, а внуки выросли меценатами, покупали картины, дарили их стране, открывая музеи. Поэтому я надеюсь, что со временем ситуация наладится и искусство снова будет востребовано.
Юлай Урманшин, антиквар: - В докризисный период цены на произведения искусства, антиквариат и драгоценности были неоправданно раздуты. В это время приобретать эксклюзивные, уникальные вещи и предметы старины было просто невыгодно. Сейчас наблюдается тенденция к снижению цен, они упали примерно в два раза. Но у антикварных магазинов есть постоянные клиенты, они пополняют свои коллекции независимо от экономической ситуации в стране. Антиквариат всегда в цене! Это товар, на который постоянно будет спрос. Что касается инвестирования, то, прежде всего, человек должен разбираться в том, что он собирается покупать. Если коллекционер - новичок, то за советом он может обратиться к специалисту в антикварный магазин, музей или поискать необходимую информацию в Интернете, на многочисленных антикварных форумах. Сейчас меньше стали приобретать живопись, зато не пропадает интерес к монетам, иконам, фарфору, предметам прикладного искусства. Наиболее выгодным вложением денег являются золотые монеты, преимущественно царского периода, но и они смогут принести доход их владельцу не раньше, чем через год-два.
Маргарита ТИЛОВА |