|
РУБРИКА "ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ"Уходим из города, чтобы в него вернуться?
В советские времена урбанистика рассматривалась прежде всего как наука о строительстве новых городов. Однако все более отчетливым становится понимание того, что без их принципиального переустройства наступит урбанистическая катастрофа. Уже сейчас можно констатировать, человек потерпел поражение, уступив «поле боя» транспортным потокам. Кроме того, подошедший к своему логическому финалу приватизационный процесс вполне может привести к потере реального контроля государства в вопросах регулирования пользования городских территорий. Достаточно пожить в таком режиме лет пять - десять, и коммерческие здания, богатые дома - все, из чего можно делать деньги, - подвинут рядовое население на окраины. А рост цен на аренду и недвижимость только ускорит социальную дифференциацию. Тогда мы получим то, с чем сегодня уже столкнулся Запад, - мегаполисы, в которых трудно жить и быть счастливыми… Какие именно процессы влияют сегодня на формирование будущего облика наших городов? Какими они будут? Эти вопросы мы задали нашим экспертам.
Михаил Бугера, депутат Госсобрания РБ, проректор по науке Уфимской государственной академии экономики и сервиса: Мне кажется, что сейчас на облик города будет влиять процесс приобретения загородного жилья в виде коттеджей. Оно будет приобретаться либо в качестве второго жилья, либо в обмен на уже существующее. И связано это, прежде всего, с бурной автомобилизацией общества. Ведь если вспомнить прежние времена, любая поездка за город была событием, сопряженным с большой потерей времени и сил. Однако сейчас острота проблемы снята почти общенародной доступностью автомобиля. Население выберет жизнь в тишине и в более экологически благополучных районах, а город все в большей степени станет лишь местом работы. Правда, я всё же не думаю, что образуются какие-либо районы банкиров, менеджеров или еще кого-то там, как это когда-то происходило в той же средневековой Европе. Другое дело, что дальнейшая дифференциация населения по уровню доходов действительно станет определяющей при образовании нового облика города. Появятся районы преимущественно элитной застройки и районы социального жилья. И, конечно, мечтая о том, какими будут выглядеть наши города, очень хочется, чтобы они, наконец, избавились от «пробок», чтобы дороги в них были широкими и расчищенными от сугробов.
Ильдар Хасанов, заместитель главы администрации Уфы по вопросам инвестиций: В городе будущего транспортная схема, наконец, станет многоуровневой. Вот, к примеру, электрический должен будет уйти на второй уровень. В жилищной сфере приоритет уйдет к малоэтажному строительству на окраине. Причем комфортность в этих поселениях неминуемо сравняется с городским комфортом. Таким образом, выходя из полиса, мы вновь вернемся в него, урбанизировав те 24 сельских поселения, которые ныне входят в Большую Уфу. Кроме того, с развитием IT-технологий одним из определяющих трендов станет то, что увеличится количество людей, работающих на дому. А это будет означать, что для достаточно большой категории уфимцев при наличии интернета, «Скайпа», электронной почты будет все равно где проживать географически: местожительство никак не будет влиять на качество рабочего процесса. Город шагнет за пределы Белой и Уфимки. Если же говорить о том, куда приоритетнее привлекать инвестиции, то это, конечно, такие направления, как дорожная сеть, разнообразие видов общественного транспорта, гостиницы… Останется интересным направлением и строительство арендного жилья, но для этого требуется внести необходимые изменения в Жилищный и Земельный кодексы, потому что существующее законодательство не позволяет сделать эту сферу достаточно прозрачной и эффективной. Вообще, аренда жилья должна, наконец, выйти из тени. А вот в сфере производства ожидать особых изменений вряд ли предстоит. Все же в течение ближайших 50 лет нефтехимия, машиностроение останутся лидерами. Сегодня 80% всего регионального валового продукта создают 14-15 предприятий, которые относятся к этим сферам. И лишь пятая часть его приходится на все остальные предприятия города. В идеале же было бы поменять эти цифры местами, по крайней мере, хотелось бы довести в течение ближайших десяти лет вторую цифру хотя бы до 40%. Вот тогда можно было бы говорить об уверенной устойчивости нашей экономики.
Эльшад Теляшев, директор ГУП «Институт нефтехимпереработки РБ», доктор технических наук, профессор, член-корреспондент Академии наук РБ: К сожалению, сегодня города строятся исходя из коротких перспектив. А, как известно, такие решения – не самые идеальные. У тех же банкиров короткие деньги всегда самые дорогие. Очень важно, насколько широк кругозор у тех, кто руководит процессом, ведь все градостроительные проекты – долгоиграющие, требующие преемственности управленческого и прогностического процессов. Город будущего – несколько отвлеченное понятие. Прежде всего, это поселения, где человеку должно быть комфортно. Самая сложная на сегодня проблема – это разделить потоки. Человеческие и транспортные. Причем приоритетным должен стать человеческий поток. Человеку подниматься или спускаться в переходы намного сложнее, чем машине. И поэтому в современных городах стараются именно транспорт переводить в другую плоскость. Вот недавно была высказана идея – вынести за пределы Уфы вузовские городки. И хотя она несколько авантюрно-фантастическая, в ней есть определенный смысл. Потому что географическая общность в данном случае очень важна - происходит взаимопроникновение движения, когда люди могут заниматься разными вещами и не тратить времени на лишние переезды. Раньше и слова-то такого - «технопарк» не знали, но строили и Академгородок в Новосибирске, и научно-исследовательские комплексы в Дубне именно по этому принципу. Пока востребованный сегодня в России тренд –рассредоточение. Подъем периферии. Новые производственные мощности в городах уже не строятся, их возводят в поселках, деревнях. Для того, чтобы в этих поселках была работа. Вот к этому надо идти.
Тагир Яппаров, председатель Совета директоров группы компаний «АйТи»: Мы живем в эпоху технологий, которые становятся все более и более востребованными, воплощаясь во множестве умных вещей, окружающих нас повсюду. Не случайно именно сейчас человечество стало задумываться о реализации на практике понятия «умных» городов (smart city), где жизнь обустроена по шести координатам: экономика, мобильность, люди, образ жизни и, конечно, грамотное управление всем комплексом городского хозяйства. Каждая из его координат испытывает воздействие со стороны быстро развивающихся информационных технологий. Мобильные технологии позволяют создавать мобильные рабочие места, что существенно влияет на транспортные потоки и потребности в офисных площадях. Умная энергетика (smart grid) позволяет существенно изменить структуру потребления энергии городским хозяйством и жителями. В области решений для управления транспортными потоками мы уже сегодня проводим в Москве тестовую эксплуатацию адаптивной системы регулирования движения, которая управляет комплексом светофоров исходя из плотности движения. Другими решениями в этой области являются различные системы мониторинга движения, решения для автоматической оплаты парковок, системы информирования пассажиров, удобные автоматизированные системы оплаты проезда. Что касается энергоэффективности, то здесь, помимо использования альтернативных источников, есть большие резервы в области модернизации существующих систем. Во-первых, это модернизация систем центрального отопления, децентрализация которой может принести большой эффект благодаря совместной выработке электричества и тепла на мини-теплоэлектростанциях, снабжающих небольшие кварталы города. Другое направление, которым «АйТи» сегодня активно занимается, – модернизация систем освещения. Подходов к решению данной задачи несколько, но в последнее время все популярнее становятся энергосервисные контракты (performance contract), позволяющие проводить эффективные мероприятия за счет инвесторов с последующим возвратом средств из получаемой экономии. В процессе модернизации инфраструктуры, применения более эффективных источников света возникает значительная экономия (до 70%), эта сфера становится привлекательной для частных инвесторов.
Владимир СОЛОВЬЕВ |
|
|