РУБРИКА "Классный час"4 «Б»: мы - последнее поколение
На предложение вспомнить героев Великой Отечественной дети одной из российских школ назвали Юрия Гагарина, но чаще всего в их ответах звучали имена персонажей американских фильмов. Не случится ли, что поколение next даже не будет знать, кто выиграл самую кровопролитную войну в нашей истории и какой ценой была оплачена победа? За ответом мы отправились в гимназию №64, выбрав в качестве собеседников учеников 4 «Б» класса.
-Казусы, конечно, бывают. Например, в олимпиадном задании один ученик под портретом Георгия Жукова написал: Горбачев. Истории в начальной школе нет, но мы уделяем большое внимание военно-патриотическому воспитанию, – заверила нас заместитель директора Римма Султанова. – Регулярно проводятся тематические классные часы, встречи с ветеранами. Ежегодно ребята принимают участие в акции «Письмо ветерану». Используем и современные методы – мультимедийное оборудование для показа фильмов о Великой Отечественной войне. Дети, конечно, не виноваты, что живут в век компьютерных игр, где герои погибают, а потом воскресают вновь и вновь. Зачастую и события 1941-1945 годов для ребятишек– некая абстракция, условность. Исчезла и та среда, в которой воспитывалось поколение их родителей и бабушек-дедушек. Нынешние четвероклассники – уже правнуки участников великой войны. Урок начался с вопроса: «Кто победил в Великой Отечественной войне?». Приятно удивил лес рук. Правильно ответили все, правда, больше называли Россию, чем СССР. Для детей, родившихся уже после распада Союза, такой ответ вполне предсказуем. Грамотно определили четвероклассники и сущность фашистов: Данир: - те, кто прославляет только свой народ. Артур: - хотят, чтобы их страна правила миром. Ваня: - кто любит свою страну, а остальные ненавидит. Саша: - диктует свои правила другим странам. - В наше время слова немец и фашист были почти синонимами, - говорит классный руководитель 4 «Б», педагог с 20-летним стажем Татьяна Климова, - сегодня дети прекрасно понимают разницу. Но как-то пришлось провести с ними беседу, когда дразнили своего одноклассника, немца по национальности. Объяснила, что его бабушка и дедушка тоже пострадали во время репрессий. О том, кто такой Гитлер, ребята тоже осведомлены. Мунир: - он планировал захватить весь мир. Влад: - он сначала захватил половину Евросоюза, а потом напал на СССР. Девочка с третьей парты: он напал с территории Польши в 1939 году. Антон: - присоединил к себе союзников, и поэтому ему было легко подобраться к России. Откуда они об этом узнали? В основном - из документальных и художественных фильмов, из книг и, конечно, Интернета. Идя в ногу со временем, дети готовят презентации и представляют их одноклассникам. Так, в прошлом году всем запомнилось выступление Артура Псянчина о городе-герое Ленинграде. Надо сказать, что ребятам известно о блокаде немало: как переправляли людей и продовольствие по дороге жизни - Ладоге, что люди голодали, а норма хлеба была со спичечный коробок. Алтану Вахитову потряс дневник маленькой ленинградки Тани Савичевой: - Я плакала, когда читала ее записи. Какая она мужественная девочка, а ведь ей было почти столько же лет, сколько мне. А мы рассказали свою историю: о жительнице блокадного Ленинграда Нине Максимовой, которая живет в Уфе. Тогда ей было пять лет, и она осталась совсем одна: родители и братишка умерли от истощения. А Нину вывезли через Ладогу. Она попала в детский дом, выросла, родила дочь, воспитывает внуков. А ведь этого продолжения могло и не быть… Ребята слушали, затаив дыхание: они в том возрасте, когда каждое слово падает, как зерно в благодатную землю. - Они искренние, добрые, - добавляет Татьяна Сергеевна, - умеют сопереживать. Очень важно не пропустить этот момент, потому что именно сейчас закладываются нравственные основы. Поговорили мы и о фильмах о войне, пользующихся популярностью у четвероклашек. Все они сняты недавно: «Мы из будущего», «Брестская крепость», «Сталинград», «Белый тигр» и… «Гетеры майора Соколова», сериал, показанный по Первому каналу. Фильм шел после программы «Время», когда в принципе дети уже должны спать. Но, очевидно, история противостояния двух разведчиков накануне войны их увлекла. Надуманная, в стиле американских триллеров, сделанная тяп-ляп, от которой за версту тянет плохим вкусом – это мнение человека зрелого. Смотреть же неокрепшим умам такие «полотна» и оттуда черпать представление о людях той поры чрезвычайно опасно. Тут уже задача родителей – проследить, какую телепродукцию потребляют их дети. Кстати, кто такие гетеры, ребята, слава Богу, не знали. А вот фильм «Мы из будущего», который видели полкласса, - удачная интерпретация темы войны через призму современности. - Несколько человек из будущего попали в 1941 год, - передал суть Данил Казаков. - После этого парни очень сильно изменились: поняли, что фашизм – это плохо, и стали антифашистами. Даже тот, у кого была татуировка со свастикой. После обсуждения киноленты мы вновь перенеслись в прошлое, чтобы вспомнить героев Великой Отечественной. Четвероклассники перечислили всех военачальников: Жукова, Конева, Василевского, Рокоссовского. И только один Саша назвал Зою Космодемьянскую: - Она была протестанткой! Убивала фашистов, а они поймали ее, жестоко пытали и казнили. Очевидно, он имел в виду партизан, и мы стали выяснять: кто же это такие - партизаны? По мнению многих, это - шпионы, которых засылают в тыл врага. Также все были уверены, что партизаны есть и сейчас. Пришлось разъяснять. Порадовал Влад, он хотя и ошибся во времени, но назвал Вячеслава Воробьева, который вызвал на себя огонь боевиков, спасая своих товарищей. Получил 16 огнестрельных ранений, выжил и был удостоен звания Героя России. О подвиге двух наших земляков Александра Матросова и Миннигали Губайдуллина вспомнили только после подсказки. Но о том, какой подвиг они совершили, знало большинство. 9 Мая многие ребятишки ходят вместе с родителями в парк Победы, покупают цветы и дарят всем пожилым людям с орденами и медалями. - Мы - последнее поколение, которое видит живых ветеранов, - так по-взрослому подвел итог урока Вадим. К сожалению, он прав. Время не остановить, но в наших силах сделать так, чтобы славные страницы истории Великой Отечественной войны не канули в реку забвения.
Светлана ЯНОВА |