|
РУБРИКА "БУДНИ МЭРА"Полеты в поисках стиля
Небоскребы в форме сталактитов и кристаллов горного хрусталя, дворцы, украшенные стальным кружевом башкирского орнамента, крыши в виде национальных женских нагрудников – так может выглядеть Уфа уже через 10-15 лет. Пока же она только ищет свой неповторимый стиль, а детали города грядущего проглядывают сквозь проекты будущих зодчих – выпускников архитектурно-строительного факультета Нефтяного университета.
Взгляд на Уфу и не только -Уровень дипломных работ очень высок, - говорит зав- кафедрой архитектуры Ильдар Сабитов. – И это не только наше мнение, но и коллег из Уральской архитектурно-художественной академии, отметивших большую конкурентоспособность проектов. Ильдар Нариманович, сын известного композитора, - коренной уфимец, его детство прошло в маленьком домике по улице Октябрьской революции. Однажды, возвращаясь поездом на каникулы из Москвы (где шесть лет учился в знаменитом МАРХИ), он услышал от попутчиков: а где же город, какие-то деревенские домишки на горе?! - Было очень обидно, - вспоминает Сабитов, - а ведь Уфа – один из немногих городов в мире, которому с географией фантастически повезло. Ее всю можно окинуть взором. С видовой площадки у памятника Салавату Юлаеву можно увидеть реки Белую и Дему, мосты и леса, протянувшиеся на много километров. Дух захватывает! С той поры столица сильно изменилась, и сегодня кто-то вряд ли бы рискнул назвать Уфу провинциальной, но споры, как сделать ее современным мегаполисом, не потеряв при этом историческое обаяние, продолжаются. Недавно к нему присоединились и зарубежные оппоненты, побывавшие в Уфе на архитектурных форумах. Правда, к их мнению Сабитов относится достаточно скептически: - Я не очень доверяю иностранцам, которых пригласили на праздник. Ведь потратив на знакомство с городом три дня, они выдали свои рекомендации. Чтобы, например, построить современную Астану, выдающиеся японские архитекторы выиграли конкурс. Они работали, вникали. Возможно, у них глаз еще не замылился. Но все-таки ключевое слово – вникали. Для этого надо окунуться в город. Почему-то у нас больше прислушиваются к чужим, чем к своим. Но для создания шедевров они, как минимум, должны пожить в России, как, например, великий Карл Росси. Вторая болезненная тема для архитектурного сообщества – противоборство с теми, кто заказывает музыку, - заказчиками. Они тоже диктуют свою линию. На первом месте – прибыль, а насколько это впишется в окружающее пространство, какими будут фасады и площадки – дело десятое. - Если бы не градостроительный совет, через который проходят проекты, то архитекторам пришлось бы совсем плохо, - считает Ильдар Нариманович. - Комиссия охлаждает пыл нуворишей и сдерживает их «художественные» фантазии. Много копий ломается в попытке придать Уфе черты национальной самобытности. - Нет национальной архитектуры - есть региональная, - продолжает Сабитов. – На нее больше влияют климат, ландшафт, менталитет. Национальные же детали могут отражаться в дизайне и в прикладном искусстве. Тот же самый Дворец бракосочетания в виде казана в соседнем Татарстане, на мой взгляд, образец китча. Самобытность надо подчеркивать, но это должно быть не лобовое решение. Сегодня тема сохранения памятников истории и культуры – одна из самых обсуждаемых в прессе. Краеведы готовы сражаться за каждый дом. - Часто эта борьба безосновательная, - замечает Ильдар Нариманович. - Перепалка идет из-за строений, не имеющих исторической или культурной ценности. Нельзя сносить ветхий домик, потому что в нем когда-то останавливался (!) статский советник Кузьмин, двоюродный брат племянницы жены Пушкина. Кто о нем знает? Я не меньший патриот своего города, но не стоит впадать в крайности и сохранять то, что не имеет настоящей исторической ценности. Студенческие фантазии Темы дипломных работ выпускников, как правило, согласовываются с городскими архитекторами. Профессионалам интересно, что могут предложить молодые, и что-то, возможно, рано или поздно будет воплощено в жизнь. Другое дело, что студент сам вправе решать, где расположить свое детище. Комиссия оценивает, как сделан проект, а не то: нужна, например, здесь гостиница или нет. Это - учебная работа, не претендующая на обязательное исполнение. Теоретически можно снести весь квартал и «построить» свой. Но такие работы не приветствуются. Все «изюминки» мест будущие архитекторы стараются сохранить. Работа над дипломным проектом начинается с мониторинга уже функционирующих сооружений и социологических исследований. Выяснилось, что родному городу многого не хватает. Например, детских школ искусств. Проблема назрела давно, и почему бы такому учебному заведению не расположиться рядом с Художественным музеем имени Нестерова? В преддверии двух международных саммитов стало очевидно, что Уфе требуются и новые гостиницы самого высокого класса. Список объектов, которые могли бы украсить нашу столицу, достаточно внушителен. - Время меняется, и каждое поколение хочет оставить свой след, - считает студентка 6 курса Алиса Андресон. – Мы делаем ставку на русский авангард. Он хорошо проявил себя на Западе, а Россия – родина супрематизма, пока очень слабо его использует. Алиса и ее сокурсники заинтересовались региодентикой – программой, предполагающей использование элементов, созданных как природой, так и человеком. - У нас не так много национальных брендов, - говорит Алиса, - мы пытаемся искать новые, например, в концептуальном проекте павильона Башкортостана на Венецианской биеннале предложили трафик в виде орнамента, ведущего посетителей по экспозиции. Или накладывающиеся монетки на нагруднике женского костюма - интересная конструктивная деталь. Взяли за основу, что уже создано предыдущими поколениями. Конечно, трудно открыть в архитектуре что-то принципиально новое. Обзор работ-аналогов говорит о том, как продвинулись западные строители в этом плане, используя, между прочим, и наши достижения: те же башни Шухова, за сохранение которых на его родине идет борьба. Почему бы не помечтать о новых принципах формообразования? О тех же небоскребах в виде сталактических образований или горного хрусталя? После окончания университета Алиса Андресон собирается работать в БашНИИстрое. Она уверена, что ее исследования не останутся только на бумаге. Под новым углом зрения самые обычные вещи могут видеться совершенно в другом свете. - Уфе не хватает единого стиля, - считает она, - есть прекрасное деревянное зодчество и каменные дома, но нет ощущения полета, хотя город стоит на горе. Необходимы высотные доминанты, которые были бы видны с разных ракурсов. Стать архитектором Алиса мечтала с 7 класса, и учеба в вузе полностью оправдала ее ожидания: - Архитектура выражает мироощущение, мне нравится, что она всеохватывающая. Надеюсь, что моему поколению удастся привнести в облик Уфы что-то особенное, свойственное только ей. Гостиница Маргарита Нутфулина, автор дипломного проекта гостиницы у галереи ART, уверена, что новые предложения должны взаимодействовать с уже существующими зданиями и представлять целостный организм. - Тенденция к разрушению исторической застройки в пользу новых зданий очень тревожна и свойственна не только Уфе, - считает она. – Уничтожение исторической основы города приводит в тупик. Старое и новое должны не спорить, а вступать в диалог, от которого выиграют все. Проект Нутфулиной предлагает строительство гостиничного комплекса путем включения новых элементов в историческую ткань, трансформируя ее и обеспечивая ей тем самым новую жизнь. Создание знакового объекта в центре современного и развитого города - своеобразная визитная карточка, информирующая, что республика – развитый и привлекательный для международных инвестиций регион. Прогноз Маргариты оптимистичен: Уфа имеет все предпосылки для развития туризма внутреннего и международного. Концепция проекта предполагает «вплетение» здания гостиницы в структуру комплекса и соединение переходом с галереей ART, создание крытых общественных пространств, выставочных площадок, конференц-залов, развитого фитнес-центра с бассейном, ресторанов на нескольких этажах, паркинга в подземной части. К услугам гостей - 150 номеров различной площади и удобств: люксы, апартаменты. Выбранная площадка находится в квартале, окруженном улицами Ленина, Чернышевского, Мустая Карима и Кирова. Комплекс, по задумке Нутфулиной, должен состоять из двух основных блоков. Первый - десятиэтажное здание с номерами для проживающих, с богатой инфраструктурой, включающее в себя общественно-развлекательные, физкультурно-оздоровительные, административные функции; второй - стеклянный куб, работающий не только на гостей, но и «на город», с функциями общественного пространства, выставочными павильонами, обеспечивающий входы в исторические здания. Полифункциональность комплекса и удобное транспортное расположение делают объект экономически привлекательным, применение инновационных технологий выведет его на высокий международный уровень и зарекомендует как достопримечательность мегаполиса. Театр Юлия Курило представила проект Театра юного зрителя. Многие студенты в этом году отказались от традиционных макетов, выбрав виртуальный облет объекта. Специальная компьютерная программа дает такую свободу. Видео позволяет вставить здание в ту или иную среду, увидеть его в динамике. Минус только один – нельзя потрогать. - Чтобы найти место для строительства, я провела небольшое социологическое исследование и выяснила, что больше всего молодых семей и детей проживают в Сипайлово, - говорит Юлия. - В центре микрорайона на красной линии находится Гагаринский рынок, его давно хотят снести, и культурное учреждение на улице Рыльского очень удачно впишется в местный ландшафт. На наш аргумент, что в Уфе уже имеется Молодежный театр, у студентки есть ответ: в репертуаре храма искусства большинство спектаклей подходят для взрослой аудитории. Ее же будут посещать дети от пяти до 15 лет. На чертежах здание выделяется ярким пятном: на фоне серых жилых домов оно, несомненно, привлечет внимание. - Каждый создает цветовую гамму исходя из своих внутренних представлений о композиции, - замечает Юля. - Уфе не хватает ярких акцентов. И они стали появляться. Огромные панно-граффити на сипайловских многоэтажках – хорошая идея. Бывает сложно удержаться на грани красоты и функциональности. Я бы все-таки так расставила приоритеты проектирования: польза, прочность, красота. В детстве девушка любила рисовать домики, а потом узнала, что есть такая профессия. После окончания Курило собирается работать в одной из архитектурных мастерских. Аэропорт Недавно международный аэропорт «Уфа» закрылся на реконструкцию. Ее авторы вряд ли догадываются, что у студентки 6 курса УГНТУ Алины Магафуровой есть свои идеи по этому случаю. - Летом побывала на практике в московской компании, которая проектирует терминалы, - говорит она. - И подумала, что аэропорт «Уфа» достоин красивого и функционального варианта. Тем более что старое здание не справляется с большим пассажирским потоком. Терминалы в проекте Магафуровой представлены в виде конструктивных башен Шухова, накрытых кружевной оболочкой с тюркскими орнаментами. Диспетчерская вышка возвышается над ними в виде экзотического цветка. Для удобства прилетающих здесь в трех модульных секциях расположатся здания авто- и железнодорожного вокзала, аэроэкспресса. - Проекты курируют не только преподаватели, но и практикующие архитекторы, - говорит профессор Рамиль Баймуратов. – Темы могут повторяться, но тем и интереснее наблюдать разный подход к их реализации. Перед студентами стоит задача создания жизнеспособного объекта. В проекте прописывается архитектурная физика, цвет, акустика, термозащита. Удобно и красиво – к этому собственно и сводится механизм проектирования. Уфа в 3D Студенты по-разному воспринимают мир и адаптируют его под свою индивидуальность, что особенно ценно. Прошедший в Уфе в мае «Москва Урбан форум» с участием зарубежных архитекторов показал, что одним из способов формирования городских пространств является участие в процессе самих жителей. Проект Яны Гейер «Уфимский 3D паттерн» под руководством преподавателя Лейсан Азнабаевой и профессора Юлии Расулевой как раз предполагает инициативу самих уфимцев. - На первой стадии интернет-платформы выявляются места по принципу нравится – не нравится. Потом по итогам голосования раз в год выбирается площадка для проведения фестивалей. Осознание жителями, что они участники процесса, в конечном плане формирует их отношение к городским пространствам как личным. Не менее перспективна идея Алексея Мельникова. Совместно с доцентом Константином Донгузовым он разработал систему управления инфраструктурой «Умный город». Ее суть – научно обоснованное прогнозирование, как, например, будет влиять на развитие инфраструктуры увеличение плотности населения в каком-то районе мегаполиса. Гузель Вахитова разработала концепцию взаимодействия природного и антропогенного ландшафтов города. - В прошлом планирование Уфы было обусловлено ее рельефом, - говорит она. - Овраги играли роль экологического каркаса, отвечая за гидрологические, аэрационные и микроклиматические условия. Увеличение темпов урбанизации, развитие техники преобразовали ландшафт, что привело к активизации эрозионных процессов, к утрате системы и как следствие - к дисбалансу экологической обстановки в городе. Преобразования природного ландшафта отразились на историческом облике города и его аутентичности. - Необходимо переосмысление роли оврагов и реанимация данных территорий в новом качестве на принципах экологической устойчивости, - считает Гузель. – В проекте разработаны разные способы и механизмы подключения города к овражным территориям как к источникам экологической устойчивости. Мы познакомились только с несколькими, наиболее интересными, на наш взгляд, дипломными работами. Уровень компетентности будущих архитекторов позволяет надеяться, что они составят ту питательную среду, на основе которой сформируется градостроительный стиль Уфы. Думая о завтрашнем дне родной столицы, стоит прислушаться к словам выдающегося русского архитектора Владимира Шухова, который каждое сооружение воспринимал не как хорошо рассчитанную массу металла или дерева, не как агрегат, а как нечто живое и не противостоящее живому.
Мнения участников урбанистической конференции «Уфа завтра: инструментарий позитивных перемен»: «Будущее развитие города на горе должно быть направлено на увеличение плотности и высотности - тогда силуэт города представит себя как старый русский город, вышедший на новый уровень масштаба». Маркус Аппенциллер. «Отсутствие общедоступных городских пространств замедляет и деформирует развитие городской культуры, причем как башкирской, так и русской, и татарской, и всех других живущих в городе национальностей». Константин Донгузов. «Разрабатывайте и осуществляйте ваши действия не для горожан, а вместе с ними. Если вы убедите жителей своего города в правильности принимаемых решений, туристы приедут к вам сами». Хуан Карлос Беллосо. «Почему у нас не появляются шедевры мировой архитектуры? Их не может быть по определению. Это все равно что, например, в каком-нибудь районном центре создать футбольную команду, которая играла бы в Лиге чемпионов. Нужны средства и база». Ильдар Сабитов.
Светлана ЯНОВА |
|
|