РУБРИКА "СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ"Уроки Эдварда, или 50 дней на размышление
Жизнь и смерть, предательство и дружба, материальные ценности и духовное начало – вечные дилеммы. Обстоятельства каждый день ставят нас перед выбором. Как поступить в той или иной ситуации и принять правильное решение? Подростку сделать это особенно трудно. И здесь на помощь может прийти книга – выстраданный опыт, который, благодаря искусству слова, приведет ваши мысли в порядок, и мир станет яснее и понятнее. О влиянии литературы, о поиске себя и многом другом мы побеседовали со старшеклассниками, проживающими в детских домах и приемных семьях. Наша встреча прошла в Центре психолого-медико-социального сопровождения «Семья», где ребята – частые гости.
«Любовь к жизни» и «Последний лист» Два рассказа Джека Лондона и О. Генри стали отправной точкой нашего общения. Герой первого («Любовь к жизни») доказал: желание жить способно преодолеть любые препятствия. Пустыня испытывает его на прочность: полученная травма, предательство товарища, голод, противостояние с медведем и схватка с волком… но куда важнее внутренняя борьба: между бессилием, слабостью и жаждой жизни. Безымянный герой выходит победителем из казалось бы безнадежной ситуации и остается человеком, сохраняя в себе все лучшие качества. Джонси из рассказа «Последний лист» должна умереть от неизлечимой в то время пневмонии. Шанс выжить, по словам доктора, у нее есть, но только в том случае, если она сама захочет этого. Она уже готова сдаться, отождествляя свой конец с судьбой последнего листа на плюще за окном: если он упадет – то и смерть одержит победу. Но, к удивлению, он продолжает бороться с ветром и не сдается, и девушке становится стыдно за свою слабость: «Должно быть, этот последний лист остался на ветке для того, чтобы показать мне, какая я была гадкая. Грешно желать себе смерти». Джонси не знает, что возвращением веры она обязана своей подруге и старому художнику с нижнего этажа, который создал, наконец, свой шедевр: нарисовал лист и прикрепил его к дереву. Простудившись, умер, но его искусство спасло ее жизнь. На ребят оба произведения произвели впечатление. Алина: - герой Лондона – сильный, мужественный человек. Меня поразило, как он держится за жизнь, хотя порой ему кажется, что «умереть не так больно, как жить». Женя: - персонажи – очень разные. Первый полагается только на свои силы, а Джонси уповает на случай: если листок упадет (что рано или поздно бы произошло), то и ее не станет. В то же время в глубине души девушка надеется на чудо. И оно происходит, но его создали люди, чтобы сохранить ей жизнь. Соломон: - не каждый смог бы пройти такой путь в одиночку, это - смелый человек. Но все-таки на меня большее впечатление произвел рассказ О. Генри. Самоотверженное поведение подруги Джонси и поступок старого художника. Получается, что его искусство спасло человека.
Мы тоже поделились с ребятами своими мыслями. Людям часто свойственно полагаться на волю судьбы. Так поступила и больная девушка. Ей повезло. Правда, при этом принесена в жертву жизнь другого человека. Вспоминается в этом контексте повесть Валентина Распутина «Живи и помни». Андрей Гуськов отчаянно боится смерти. Когда его ранили и отправили в госпиталь подлечиться, он оказался перед выбором: возвратиться на фронт или спасти свою жизнь (что в тех условиях равносильно предательству). Чувство самосохранения приводит его к дезертирству. Заложницей поступка Гуськова становится его жена Настена. Андрей не только погубил ее и будущего ребенка, но и похоронил в себе человека. И его физическое существование уже не имело смысла.
- Приходилось ли вам делать выбор? Алена: - принимая решение, мы часто не думаем о последствиях. Женя: - стоит один раз дать слабину: например, пропустить сегодня уроки, как потом это может войти в привычку. Алина: - я сейчас стою перед выбором: говорить подруге о том, что ее предал парень или нет. И как бы ни поступила, ей будет больно. Мне кажется, в чужую жизнь вмешиваться нельзя. Рустем: - я тоже так думаю. Все равно когда-нибудь тайное станет явным.
- А если придется выбирать между семьей и карьерой? Алена: - когда муж обеспечен, то можно выбрать и семью. Таня: - мне кажется, сначала надо приобрести профессию, а потом с нуля (вместе со своим молодым человеком) создавать семью. Женя: - семья – прежде всего любовь, а сегодня многие не ее ищут, а выгоду: на готовое идут, чтобы не прилагать усилий. А для меня главное – найти человека, с которым было бы интересно общаться, понимать друг друга. Алина: - меня раздражают девушки, которые говорят: главное – не внешность, а душа, а сами выбирают деньги. То, что покупаешь, быстро надоедает. Например, айфон. - Что, по-вашему, больше портит человека: большие деньги или бедность? Соломон: - их отсутствие может привести к преступлению. С другой стороны, и большие деньги дают ложное ощущение всемогущества. По сути, человеку для жизни надо не так много: чтобы его семья не нуждалась, жила в хороших условиях, могла позволить себе отдых. Женя: - если бы у меня было много денег, то я потратила их на приют для животных. Не могу смотреть, как они страдают. Состою в группе «Потеряшки», помогаю чем могу. Алена: - отсутствие денег мотивирует тебя на то, чтобы их заработать. Но есть вещи, которые не продаются и не покупаются. Любовь настоящая, например. Катя: - здоровье и материнскую любовь нельзя приобрести ни за евро, ни за доллары.
- Какие цели вы ставите перед собой на ближайшее время и в чем, по-вашему, смысл жизни? Алена: - пока цель – хорошо сдать ЕГЭ и поступить в вуз. Мне кажется, что мое предназначение как любой женщины – в создании семьи, продолжении рода. Катя: - заканчиваю 9-й класс, хочу выучиться на повара. Мне нравится готовить, особенно удаются блинчики. Затем создать свою семью, родить детей и обеспечить их. Каждый человек должен понять: зачем и для чего он живет? Надо идти к своей цели, не останавливаясь на полпути, потому что многое зависит только от тебя. Катя: - пока окончить школу, потом можно подумать и о семье. Жизнь, по-моему, дана, чтобы принести в этот мир что-то свое либо изменить судьбы других людей. Соломон: - быть успешным – над этим уже работаю. В будущем - оставить после себя что-то хорошее, что в дальнейшем поможет другим. Алина: - в данный момент хорошо сдать экзамены. Хотела бы стать ведущей на телевидении. Мне нравится быть в центре внимания. Если говорить о том, для чего живем… Недавно посмотрела в Интернете короткий фильм о железнодорожнике, стоящем перед выбором: спасти собственного сына или поезд с людьми. Он выполнил свой долг, но ребенок погиб. Его поступок изменил жизнь пассажирки-наркоманки. Через несколько лет у нее родился сын. И он появился на свет только благодаря шансу, который дал стрелочник. Женя: - собираюсь поступать на художника-оформителя – рисую с детства, а потом планирую учиться по этому же профилю в московском вузе и иллюстрировать книги. Сегодня же ищу умиротворения, совпадения с самой собой и хороших взаимоотношений с окружающим миром. На вопрос: в чем смысл жизни, пока ответить не могу. Книги о главном Мы часто пишем о школе, приходилось беседовать и с отличниками учебы, и с победителями различных олимпиад, с юными спортсменами и творческими личностями. И даже среди них не так много тех, кто читает книги помимо программы. Знакомство же с этими ребятами, которые уже пережили то, что многим взрослым не под силу: смерть близких, предательство родного человека, - произвело совершенно другое впечатление. Круг их чтения широк, а суждения трогают до глубины души. Уроки Эдварда Алена заметила, что в Год литературы на улицах нашей Уфы появились баннеры с цитатами из произведений известных писателей. - Это здорово, - говорит она, - едешь по городу и не только рекламные щиты рассматриваешь, но и умных мыслей набираешься. А вообще девушке нравятся книги с философским подтекстом, самая любимая - «Удивительное путешествие кролика Эдварда» Кейт ДиКамилло. …Бабушка Пелегрина подарила внучке Абилин удивительного игрушечного кролика по имени Эдвард Тюлейн, сделанного из тончайшего фарфора. У франта - целый гардероб изысканных шелковых костюмчиков и даже золотые часы на цепочке. Девочка обожала своего кролика, наряжала его и каждое утро заводила часики. А кролик никого, кроме себя, не любил. Как-то Абилин вместе с родителями отправилась в морское путешествие, и Эдвард, упав за борт, оказался на самом дне океана. Старый рыбак выловил его… Потом кролик попадал в руки разных людей – добрых и злых, благородных и коварных. На его долю выпало множество испытаний, но чем труднее ему приходилось, тем скорее оттаивало его черствое сердце: он учился отвечать любовью на любовь. - С ним обращались как с членом семьи, а Эдвард этого не ценил, считая себя центром Вселенной, - замечает Алена. - Мне кажется, смысл книги в том, что даже фарфоровая игрушка поняла: чтобы быть счастливым, нужно любить самому. 50 дней на размышление Евгения считает, что литература влияет на наше сознание, развивает мышление и воображение, помогает разобраться в трудных жизненных коллизиях. Книгой, которая помогла ей взглянуть по-другому на окружающую действительность, стал рассказ «50 дней до моего самоубийства» Стейс Крамер. В центре повествования – жизнь девочки-подростка Глории, которая столкнулась с типичными для ее сверстников проблемами. Она решает свести счеты с жизнью, потому что ее семья, в которой все было благополучно и царила любовь, рухнула: «однажды папа изменил маме со своей начальницей». А дальше безответная любовь, развод родителей, предательство. Все это навалилось на бедную Глорию в один момент. Единственным выходом она видит лишь смерть. И ей ничего не остается, как отсчитывать дни до своего самоубийства. День за днем она описывает свои впечатления в дневнике, превращаясь из тихой девочки в бунтаря. - Эта книга учит человека решать проблемы и не унывать в трудную минуту, - уверена Женя. – Советую прочитать ее тем, кому плохо, и, может быть, вы увидите мир с другой стороны. Сильная Анна и находчивая Скарлетт Для Алины роман Толстого «Анна Каренина» стал настоящим открытием, Его героиня - сильная женщина с трагической судьбой. - Я не могу ее осуждать: любовь - очень сильное чувство, - считает девятиклассница, - но думаю, она сделала неправильно, потому что ее ребенок страдает. В жизни редко встретишь искренние эмоции, а счастливых людей видно сразу. Жаль только, что их так мало. Скарлетт из «Унесенных ветром» - тоже в фаворитах: - Она мудрая, никогда не сдается, находит выход из любой ситуации. Я ею восхищаюсь. Жизнь за плинтусом Тане интересны книги о детях и их взгляде на взрослый мир, семейные отношения. Именно поэтому повесть Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом» привлекла ее внимание. Восьмилетний мальчик Саша Савельев живет у бабушки с дедушкой, потому что та не доверяет воспитание ребенка своей дочери. Она ненавидит и осуждает «беспутную» дочь, нашедшую нового мужа. Ее жестокая «любовь» к внуку, больше похожая на ненависть, произрастает из желания иметь послушную и безответную живую куклу, которую можно опекать, лечить и наказывать. Эта «самоотверженная» забота помогает ей ощущать собственную значимость и упиваться собственным «страданием», причиняемым лживыми, черствыми и неблагодарными окружающими. Ребенок, которого бабушка учит ненавидеть мать, плохо поддается обработке сознания и пытается вырваться из-под пресса домашней тирании. - Мальчик словно находится между двумя фронтами, не зная, куда ему податься. Книга заставляет пересмотреть взгляды на мир, семью, изменить отношение к другим людям и, возможно, к своей семье, - сделала выводы Таня. Этим детям непросто найти свое место в изменчивом и противоречивом мире. Социальные педагоги и психологи, конечно, вносят свою лепту в социальную адаптацию своих воспитанников. Но литература порой способна творить чудеса: назови свою любимую книгу – и я скажу, что тебя волнует.
В Центре психолого-медико-социального сопровождения «Семья», подведомственного Управлению по опеке и попечительству администрации Уфы, разработана программа подготовки выпускников интернатных учреждений к самостоятельной жизни. - Воспитанники детских домов часто не задумываются над простыми вопросами: как они будут жить, чем заниматься после, - говорит начальник управления Татьяна Квасникова. – Вступление в самостоятельную жизнь порой сопряжено с негативным отношением к ним окружающих. Поэтому в последние годы в учреждениях интернатного типа создается обстановка, максимально приближенная к семейной. В центре проводятся интенсив-семинары. Не так давно 20 учеников 9-х и 11-х классов из детских домов №1 и №9 побывали на экскурсиях в профессиональном лицее №13 и на факультете информационных технологий и управления Аграрного университета. Ребята познакомились с жизнью вуза, научно-исследовательской и спортивной деятельностью студентов. Также в «Семье» ежегодно проводятся групповые занятия «Выбирая профессию – выбираешь образ жизни», лекции по правовому просвещению «Нет прав без ответственности». Практические уроки формируют и социальные навыки: искусство общения, управление временем, личным бюджетом, основы ведения домашнего хозяйства и медицинской помощи.
Светлана ЯНОВА |