ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Налоги на каникулах
Индивидуальные предприниматели Башкортостана получат «налоговые каникулы». Л...

Посади дерево!
25 апреля, в день очередного субботника, прошла акция «Посади сад деревьев во им...

Меценатам сказали «спасибо»
В городской администрации состоялось награждение меценатов года. Памятные зна...

Самая привлекательная
Уфа стала первой в рейтинге Агентства стратегических инициатив в городских пр...

Полонез от «Уфанет»

23 мая администрация Уфы и компания «Уфанет» приглашают всех выпускник...

С экологией порядок
Уфа, Саранск, Вологда и Москва заняли первые четыре места в рейтинге экологично...

…и 374 уфимца

Судьбу почти 4000 солдат и офицеров, уроженцев нашей республики, погибши...

100 миллионов - на детсады и школы
На капитальный ремонт уфимских детских садов и школ в 2015 году выделено 100 милли...

Черниковские близнецы
В нынешнем сезоне запланирован капитальный ремонт восьмиэтажек на Первомайск...

Фонтаны объявили лето

С первых майских дней десять фонтанов столицы заработали в летнем режи...

По зову души
Творческий коллектив Городского Дворца культуры сделал уфимцам замечательный...

«Симфонические откровения»
В Концертном зале «Башкортостан» Национальный симфонический оркестр РБ предс...

Кино – наше, приемы - гайдаевские



     №05 (162)
     май 2015 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ"

Уроки Эдварда, или 50 дней на размышление


Жизнь и смерть, предательство и дружба, материальные ценности и духовное начало – вечные дилеммы.  Обстоятельства каждый день ставят нас перед выбором. Как поступить в той или иной ситуации и принять правильное решение? Подростку сделать это особенно трудно. И здесь на помощь может прийти книга – выстраданный опыт, который, благодаря искусству слова, приведет ваши мысли в порядок, и мир станет яснее и понятнее.
О влиянии литературы, о поиске себя и многом другом  мы побеседовали со старшеклассниками, проживающими в детских домах и приемных семьях.  Наша встреча прошла в Центре психолого-медико-социального сопровождения «Семья», где ребята – частые гости.

«Любовь к жизни» и «Последний лист»
Два рассказа Джека Лондона и О. Генри стали отправной точкой нашего общения.  
Герой первого («Любовь к жизни»)   доказал: желание жить способно преодолеть любые препятствия. Пустыня  испытывает его на прочность: полученная травма, предательство товарища,  голод, противостояние с медведем и схватка  с волком… но куда важнее внутренняя борьба: между бессилием, слабостью и жаждой жизни.  Безымянный герой выходит победителем из казалось бы безнадежной ситуации и остается человеком,  сохраняя в себе все лучшие качества. 
Джонси из рассказа «Последний  лист» должна умереть  от неизлечимой в то время пневмонии. Шанс выжить, по словам доктора, у нее есть, но только в том случае, если она сама захочет этого. Она уже готова сдаться, отождествляя свой конец  с судьбой последнего листа на плюще за окном: если он упадет – то и  смерть одержит победу.   Но, к удивлению, он продолжает бороться с ветром и не сдается, и девушке становится стыдно за свою слабость: «Должно быть, этот последний лист остался на ветке для того, чтобы показать мне, какая я была гадкая. Грешно желать себе смерти». Джонси не знает, что возвращением веры она обязана своей подруге и старому художнику с нижнего этажа, который создал, наконец, свой шедевр: нарисовал лист и прикрепил его к дереву. Простудившись,  умер, но его искусство спасло  ее жизнь.
На ребят оба произведения произвели впечатление.
Алина: - герой Лондона – сильный, мужественный человек. Меня поразило, как он держится за жизнь, хотя порой ему кажется, что «умереть не так больно, как жить».
Женя: -  персонажи – очень разные. Первый полагается только на свои силы, а Джонси уповает на случай: если листок упадет (что рано или поздно бы произошло), то и ее не станет. В то же время в глубине души девушка  надеется на чудо. И оно происходит, но его создали люди, чтобы сохранить ей жизнь.
Соломон: - не каждый смог бы пройти такой путь в одиночку, это - смелый человек. Но все-таки  на меня большее впечатление произвел рассказ О. Генри. Самоотверженное поведение подруги Джонси и поступок старого художника. Получается, что его искусство спасло человека.

Мы тоже поделились с ребятами своими мыслями. 
Людям часто свойственно  полагаться на волю судьбы. Так поступила  и  больная девушка. Ей повезло. Правда, при этом принесена в жертву жизнь другого человека. Вспоминается в этом контексте повесть Валентина Распутина «Живи и помни».  Андрей Гуськов отчаянно боится смерти. Когда его ранили и отправили в госпиталь подлечиться, он оказался перед выбором: возвратиться на фронт или  спасти свою жизнь (что в тех условиях равносильно предательству). Чувство  самосохранения приводит его к дезертирству. Заложницей  поступка Гуськова становится его жена Настена. Андрей не только погубил ее и будущего ребенка, но и похоронил в себе человека. И его физическое существование уже не имело смысла. 

- Приходилось ли вам делать выбор?
Алена: - принимая решение, мы часто не думаем о последствиях.
Женя: - стоит один раз дать слабину: например, пропустить сегодня уроки, как потом это может войти в привычку.
Алина: - я сейчас стою перед выбором: говорить подруге о том, что ее предал парень или нет. И как бы  ни поступила, ей будет больно. Мне кажется, в чужую жизнь вмешиваться нельзя.
Рустем: - я тоже так думаю. Все равно  когда-нибудь тайное станет явным. 

- А если придется выбирать между семьей и карьерой?
Алена: - когда муж обеспечен, то можно выбрать и семью.
Таня: - мне кажется,  сначала  надо приобрести профессию, а потом с нуля (вместе со своим молодым человеком) создавать семью.
Женя: - семья – прежде всего любовь, а сегодня многие не ее ищут, а выгоду: на готовое идут, чтобы не прилагать усилий. А для меня главное – найти человека, с которым было бы интересно общаться, понимать друг друга. 
Алина: - меня раздражают девушки, которые говорят: главное – не внешность, а душа, а сами выбирают деньги. То, что покупаешь, быстро надоедает. Например, айфон.
- Что, по-вашему, больше портит человека: большие деньги или  бедность?
Соломон: -  их отсутствие может привести к преступлению. С другой стороны, и большие деньги дают ложное ощущение всемогущества.  По сути, человеку для жизни надо не так много: чтобы его семья не нуждалась, жила в хороших условиях, могла позволить себе отдых. 
Женя: - если бы у меня было много денег, то я потратила их на приют для  животных. Не могу смотреть, как они страдают. Состою в группе «Потеряшки», помогаю чем могу.
Алена: - отсутствие денег мотивирует тебя на то, чтобы их заработать. Но есть вещи, которые не продаются и не покупаются. Любовь настоящая, например.
Катя: - здоровье и материнскую любовь нельзя приобрести ни за евро, ни за доллары. 

- Какие цели вы ставите перед собой на ближайшее время  и в чем, по-вашему, смысл жизни?
Алена: - пока цель – хорошо сдать ЕГЭ и поступить в вуз.  Мне кажется, что мое  предназначение как любой  женщины – в создании семьи, продолжении рода.  
Катя: - заканчиваю 9-й класс, хочу выучиться на повара. Мне нравится готовить, особенно удаются блинчики. Затем создать свою семью, родить детей и обеспечить их. Каждый человек должен понять: зачем и для чего он живет? Надо идти к своей цели, не останавливаясь на полпути, потому что многое зависит только от тебя.
Катя: - пока окончить школу, потом можно подумать и о семье.  Жизнь, по-моему, дана,  чтобы принести в этот мир что-то свое либо изменить судьбы других людей.
Соломон: -  быть успешным – над этим уже работаю. В будущем -  оставить после себя что-то хорошее, что в дальнейшем поможет другим.
Алина: - в данный момент хорошо сдать экзамены. Хотела бы стать ведущей на телевидении. Мне нравится быть в центре внимания. Если говорить о том, для чего живем… Недавно посмотрела в Интернете короткий фильм о железнодорожнике, стоящем перед выбором: спасти собственного сына или поезд с людьми. Он выполнил свой долг, но  ребенок погиб. Его поступок изменил жизнь пассажирки-наркоманки. Через несколько лет  у нее родился сын. И он появился на свет только благодаря шансу, который  дал стрелочник. 
Женя: - собираюсь поступать на художника-оформителя – рисую с детства, а потом планирую учиться по этому же профилю в московском вузе и иллюстрировать книги.  Сегодня же  ищу умиротворения, совпадения с самой собой и хороших взаимоотношений с окружающим миром. На вопрос: в чем смысл жизни, пока ответить не могу. 
Книги о главном
Мы часто пишем о школе, приходилось беседовать и с  отличниками учебы, и с победителями различных олимпиад,  с юными спортсменами и творческими личностями. И даже среди них не так много тех, кто читает книги помимо программы.  Знакомство же с этими ребятами, которые уже пережили то, что многим взрослым не под силу: смерть близких, предательство родного человека, - произвело совершенно другое впечатление. Круг  их чтения широк, а суждения  трогают до глубины души. 
Уроки Эдварда
Алена заметила, что в Год литературы  на улицах нашей Уфы появились баннеры с цитатами из произведений известных писателей. 
- Это здорово, - говорит она, - едешь по городу и не только рекламные щиты рассматриваешь, но и умных мыслей набираешься.
А вообще девушке нравятся книги с философским подтекстом, самая любимая - «Удивительное путешествие кролика Эдварда»  Кейт ДиКамилло.
…Бабушка Пелегрина подарила внучке Абилин удивительного игрушечного кролика по имени Эдвард Тюлейн, сделанного  из тончайшего фарфора. У франта - целый гардероб изысканных шелковых костюмчиков и даже золотые часы на цепочке. Девочка  обожала своего кролика, наряжала его и каждое утро заводила  часики. А кролик никого, кроме себя, не любил. Как-то Абилин вместе с родителями отправилась в морское путешествие, и Эдвард, упав за борт, оказался на самом дне океана. Старый рыбак выловил его…  Потом кролик попадал в руки разных людей – добрых и злых, благородных и коварных. На его долю выпало множество испытаний, но чем труднее ему приходилось, тем скорее оттаивало его черствое сердце: он учился отвечать любовью на любовь.
- С ним обращались как с членом семьи, а Эдвард этого не ценил, считая себя центром Вселенной, - замечает Алена. - Мне кажется, смысл книги в том, что даже фарфоровая игрушка поняла: чтобы быть счастливым,  нужно любить самому. 
50 дней на размышление 
Евгения считает, что литература  влияет на наше сознание, развивает мышление и воображение,  помогает разобраться в трудных жизненных коллизиях. Книгой, которая помогла ей взглянуть по-другому на окружающую действительность,  стал рассказ  «50 дней до моего самоубийства» Стейс Крамер.
В центре повествования – жизнь девочки-подростка Глории, которая столкнулась с типичными для ее сверстников проблемами. Она решает свести счеты с жизнью, потому что ее семья, в которой все было благополучно и царила любовь,  рухнула:  «однажды папа изменил маме со своей начальницей». А дальше безответная любовь, развод родителей, предательство. Все это навалилось на бедную Глорию в один момент. Единственным выходом она видит лишь смерть. И ей ничего не остается, как отсчитывать дни до своего самоубийства. День за днем она описывает свои впечатления в дневнике, превращаясь из тихой девочки в бунтаря.
- Эта книга учит человека решать проблемы и не унывать в трудную минуту, - уверена Женя. – Советую прочитать ее тем, кому плохо, и, может быть, вы увидите мир с другой стороны.
Сильная Анна 
и находчивая Скарлетт 
Для Алины роман Толстого  «Анна Каренина»  стал   настоящим открытием, Его героиня -  сильная женщина с трагической судьбой.
- Я не могу ее осуждать: любовь - очень сильное чувство, - считает девятиклассница, - но думаю, она сделала неправильно, потому что ее ребенок страдает. В жизни редко встретишь искренние эмоции, а счастливых людей видно сразу. Жаль только, что их так мало.
Скарлетт из «Унесенных ветром» - тоже в фаворитах:
- Она мудрая,  никогда не сдается, находит выход из любой ситуации. Я ею восхищаюсь.
Жизнь за плинтусом
Тане  интересны книги о детях и их взгляде на взрослый мир, семейные отношения. Именно поэтому повесть Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом» привлекла ее внимание.
 Восьмилетний мальчик Саша Савельев живет у бабушки с дедушкой, потому что та не доверяет воспитание ребенка своей дочери. Она ненавидит и осуждает «беспутную» дочь, нашедшую нового мужа. Ее жестокая «любовь» к внуку, больше похожая на ненависть, произрастает из желания иметь послушную и безответную живую куклу, которую можно опекать, лечить и наказывать. Эта «самоотверженная» забота помогает ей ощущать собственную значимость и упиваться собственным «страданием», причиняемым лживыми, черствыми и неблагодарными окружающими. Ребенок, которого бабушка учит ненавидеть мать, плохо поддается обработке сознания и пытается вырваться из-под пресса домашней тирании.
-  Мальчик словно находится между двумя фронтами, не зная, куда ему податься. Книга заставляет пересмотреть взгляды на мир, семью, изменить отношение к другим людям и, возможно, к своей семье, - сделала выводы Таня.
Этим детям непросто найти свое место в изменчивом и противоречивом мире. Социальные педагоги и психологи, конечно, вносят свою лепту в социальную адаптацию своих воспитанников. Но литература порой способна творить чудеса: назови свою любимую  книгу – и  я скажу, что тебя волнует.

В Центре психолого-медико-социального сопровождения «Семья», подведомственного Управлению по опеке и попечительству администрации Уфы,  разработана программа подготовки выпускников интернатных учреждений к самостоятельной жизни.
- Воспитанники детских домов часто не задумываются над простыми вопросами: как они будут жить, чем заниматься после, - говорит начальник управления Татьяна Квасникова. – Вступление в самостоятельную жизнь порой сопряжено с негативным отношением к ним окружающих. Поэтому в последние годы в учреждениях интернатного типа создается обстановка, максимально приближенная к семейной. В  центре проводятся интенсив-семинары.  Не так давно 20 учеников 9-х и 11-х классов из детских домов №1 и №9 побывали на экскурсиях в профессиональном лицее №13 и на факультете информационных технологий и управления Аграрного университета.
Ребята познакомились с жизнью вуза, научно-исследовательской  и спортивной деятельностью студентов.
Также в «Семье» ежегодно проводятся групповые занятия «Выбирая профессию – выбираешь образ жизни», лекции по правовому просвещению «Нет прав без ответственности». Практические уроки формируют и социальные навыки: искусство общения, управление временем, личным бюджетом, основы ведения домашнего хозяйства и медицинской помощи.


Светлана ЯНОВА








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости