ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Праздник добра и милосердия
24 сентября в день Курбан-байрам глава республики Рустэм Хамитов посетил мечеть...

Компактный город
В Уфе прошла сессия «Скрытые ресурсы развития города», посвященная взаимосвяз...

Наш человек
Управляющим директором УМПО назначен Евгений Семивеличенко, являющийся также ...

Аксаков и поклонники

XХV Международный Аксаковский праздник посетили известные общественны...

На экскурсию в УМПО
Представители городской администрации ознакомились с промышленным потенциал...

До Шакши - 42 минуты
На участке Дема - Шакша начали курсировать семь электропоездов.
Пригородн...

Попали в десятку
Уфа отмечена в десятке лучших городов России в рейтинге экологического развит...

Показали класс
В Жуковском завершился Международный авиационно-космический салон МАКС-2015, со...

Жилищники столицы - лучшие
Семь уфимцев стали лучшими работниками жилищно-коммунального хозяйства респу...

Сохранить счастье в доме
Уфимцы приняли участие в форуме «Вместе - ради детей!» в Ставрополе,  собравш...

О будущем Черниковки
Данный вопрос обсужден в Республиканском музее Боевой славы. Организаторы пос...

«Уфа» едет в Сочи

Команда КВН «Уфа» стала вице-чемпионом премьер-лиги международного со...

Не чихать!
В этом году будет использована новая отечественная противогриппозная вакцина ...

«Семь девушек» прославились



     №10 (167)
     октябрь 2015 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "СВЕЖО ПРЕДАНИЕ"

Уфа XVI века и легенда о казахском Алаша-хане


В конце августа в Хан-Орде (Республика Казахстан) состоялась конференция, посвященная 550-летию образования Казахского ханства. Дорога заняла более 
9 часов, и у всех участников форума возникла редкая для международного сообщества ученых возможность для длительного неформального общения. Случайно или нет, но моей соседкой оказалась Ирина Ерофеева - блестящий знаток эпистолярного наследия казахских ханов. Обсуждая программу конференции, мы обнаружили, что наши темы выступлений посвящены одной личности, сыгравшей судьбоносную роль в истории Башкирии и Казахстана. Этот правитель имеет непосредственное отношение и к Уфе…


Последние десять лет Ирина Евгеньевна пыталась найти решение давней для казахской историографии проблемы. Она изучала источники по истории легендарного Алаша-хана. В фольклоре казахов, каракалпаков и ногайцев он предстает как создатель казахской государственности, разделив народ на три жуза. Ерофеева убеждена в том, что Алаша-хан консолидировал народ в единую этнополитическую общность, которая принципиально отличается от структуры государств других тюркских народов. Самой сложной исследовательской проблемой, отметила Ерофеева, было отделение мифического образа от исторической личности. Дело в том, что многие современные исследователи считают, что Алаша-хан – образ собирательный, под которым следует видеть идеального степного правителя. Безупречный его облик был настолько популярен в народе, что в 1917 году, когда возникло национальное движение, наиболее влиятельная партия получила название «Алаш». Ей даже удалось победить на выборах и сформировать правительство автономной республики, которая также стала называться «Алаш-орда».   
Благодаря кропотливому анализу переписки казахских ханов и султанов XVIII-XIX вв. Ерофеева пришла к выводу о том, что Алаша-хан является предводителем, время правления которого приходится на середину XVI в. Она проанализировала 22 предания о нем, и в одном из писем хана Абулхаира нашла подтверждение гипотезе, которую еще в 20-е годы XX века выдвинул выдающийся общественный деятель Мухаметджан Тынышпаев. В «Материалах к истории киргиз-казахского народа» он отождествил Хакк-Назара и Алаша-хана. По мнению Тынышпаева, именно Хакк-Назар – легендарный собиратель казахских земель. Не исключено, что мавзолей Алаша-хана в Карагандинской области возведен в его честь. 
Ерофеева доказала, что «Алаша» - не личное имя, а «лакаб», то есть прозвище. Их носили многие султаны и ханы. Настоящее же имя Алаша-хана, по утверждению Ерофеевой, - Хакк-Назар. Кем он был и какое отношение имеет к истории Уфы?  
Начнем с того, что Хакк-Назар, как и Алаша-хан, далеко не сразу был возведен на престол. Более того, долгие годы ему пришлось есть горький хлеб изгнанника. Обреченный вести бродячий образ жизни, в конце концов стал воспитанником одного из ногайских правителей. В шэжэре присутствует эпизод, который расходится со сведениями официальных документов. В нем отмечено, что Алаша был отвергнут собственным отцом сразу после рождения. Это произошло из-за необычного внешнего вида младенца, появившегося на свет «пегим как сорока». Однако в тюрко-монгольских преданиях, как правило, рассказ о появлении на свет великого правителя со временем обрастает мифами и легендами, имеющими характер знамения. В этих повествованиях особое внимание обращается на необычные обстоятельства родов и особенности внешнего вида ребенка. В степной среде было принято определять судьбу человека по различным знакам на теле. Так, Чингисхан родился со сгустком крови в кулаке, что получило соответствующее толкование в последующих легендах.
Интересно, что отец Хакк-Назара – Касым, также имеет отношение к истории Башкирии. Сын Жанибека – основателя Казахского ханства, он сумел в короткий срок своего правления в начале XVI века создать государство, в котором оказались не только казахи, но и башкиры, ногаи, киргизы и узбеки. В 1503 году первые отряды казахов появились на Южном Урале, а к зиме 1514 года ногаи были вытеснены со всего восточного берега Волги. Из всех степных правителей именно Касым сформулировал главные ценности кочевого образа жизни: «Мы – жители степи. У нас нет ни редких, ни дорогих вещей, ни товаров. Главное наше богатство заключается в лошадях: мясо и кожа их служат нам пищей и одеждой, а приятнейший напиток для нас, приготовленный из кобыльего молока, – кумыс. На земле нашей нет ни садов, ни зданий; место наших развлечений – пастбища скота и табуны лошадей, и мы ходим любоваться этим зрелищем». 
Однако, как это часто бывает в истории, смерть харизматичного лидера неизбежно приводит к быстрой утрате результатов былых побед. И его давние и, казалось бы, навсегда поверженные враги - ногаи воспряли духом. В начале 20-х годов XVI века ногайские бии постепенно отвоевали свои кочевья в междуречье Волги и Яика. Летом 1525 года Казахское ханство было полностью разгромлено, а юные сыновья Касыма (Хакк-Назар и Мамаш) оказались в руках правителя ногаев Шейх-Мамая. Именно он воспитывал юных султанов и обучал делам государственного правления. Сестра Хакк-Назара стала женой Шейх-Мамая. В совсем юном возрасте (16-17 лет) Хакк-Назар был назначен управлять башкирами. По словам историка В.В. Трепавлова, пост наместника являлся своего рода административной тренировкой для будущих правителей в Ногайской орде. Именно здесь, как на испытательном полигоне, ногаи опробовали управленческие приемы, которые затем распространяли на другие подвластные народы. Немаловажно и то, что башкиры не считали ногайских биев законными государями, поскольку они не являлись чингизидами. В то время как казахская линия чингизидов (тукатимуриды) воспринималась как легитимная, в западной части региона Хакк-Назар почти десять лет являлся наместником Башкирии. В 1538 году ногаи решили, что султан вполне созрел для того, чтобы стать ханом казахов.
В памяти башкирского народа Хакк-Назар (Акназар) предстает в образе сурового правителя, всячески угнетавшего башкир. Как отмечает историк Ногайской орды В.В. Трепавлов, жесткие нововведения Хакк-Назара полностью находились в русле государственных преобразований, предпринятых в Орде как раз в 30-е годы XVI века. Несмотря на то, что о деятельности Хакк-Назара сохранилась довольно скудная информация, она все же позволяет выделить определенные особенности системы управления. П.И. Рычков, со слов «сказки» старшины Кидряса Муллакаева, записал следующие сведения: «…наконец один салтан от поколения тутошних старинных ханов, именем Акназар, усилившись, не только всех башкирцев и ногайцев, но и в Великой Татарии разные народы покорил. Усмотря ж их непостоянство и разные от башкирцев бывшие воровства, всячески их изнурял и в бессилие их приводил. Ибо на три двора по одному токмо котлу для варения им пищи допущал и как скот и пожитки, так и детей их к себе отбирал и землями владеть, тако ж и чрез реку Белую переходить, их не допущал. А кои звероловством промышляли, те за то принуждены были давать ему ясак с каждого человека по лисице, по бобру и по кунице, от чего наконец пришли они в самое крайнее истощение и убожество». 
Обложение башкир ясаком сопровождалось репрессиями: Хакк-Назар «на три двора по одному токмо котлу для варения им пищи допущал». Это указание предания несет в себе важное символическое содержание. По данным археологов и антропологов, еще с гуннских времен котел у кочевников олицетворял власть родовой и племенной знати. Принудительное уменьшение числа котлов символизировало ограничение ее власти. Следует указать и на то, что у кочевников юрта не считалась местом, пригодным для жилья, если в ней не было предметов первой необходимости – большого котла для варки пищи, кожаного мешка для приготовления кумыса и плетеной корзины для собирания аргала. Таким образом, Хакк-Назар стремился предотвратить раздробление родоплеменных структур. 
Особый интерес вызывает указание на лишение возможности переправляться через реку Белую. Очевидно, что какая-то часть башкир, стремясь избежать репрессий, попыталась переправиться через Белую. Именно при Хакк-Назаре центром наместничества становится Уфа, из которой легче было контролировать перемещения местных племен за пределы орды. За устьем Белой начинались владения Казанского ханства. 
Р.Г. Кузеев обратил внимание на то, что в начале XVI века в приграничных его районах появились племена восточных башкир, которые прежде были на территории, подвластной ногайским правителям. Этот массовый отток можно было остановить, только поставив в местах переправ караулы. 
Очевидно, что управленческая тренировка, полученная Хакк-Назаром, не прошла даром. При нем началось возрождение Казахского государства. Самое раннее известие о нем датируется 1549 годом, когда он сразился с туркменами у берегов Амударьи. В 1556 году Хакк-Назар пытался захватить Ташкент, в 1560 году воевал с правителем Могулистана Абд ар-Рашид-ханом, в 1568 году казахи напали на ослабленную смутой Ногайскую Орду, примерно тогда же начал войну с сибирским ханом Кучумом. 
Современный казахский историк А. Исин пишет: «Распространение власти Хакк-Назар-хана на территорию современного Северного и Северо-Западного Казахстана натолкнулось на противодействие не только Сибирского ханства, но и Ногайской Орды. Казахи включались в борьбу с ними за обладание башкортскими улусами». Историки, в том числе современные, не оставляют без внимания взаимоотношения Хакк-Назара с северными соседями. Вот как пишет об этом Аль-Халел Карпык: «Акназар привлек на свою сторону узбекского Абдаллах-хана и тем самым создал военный блок против вылазок опасного сибирского Кучум-хана. Одновременно Акназар вел переговоры с Русским государством о дружбе и взаимной охране своих рубежей. Эти инициативы встречались благосклонно. Так как Кучум и Ногайская Орда представляли реальную угрозу самому Русскому государству, оно активизировало свои дипломатические сношения с Казахским ханством... Хакк-Назар оказал Ивану Грозному изрядную помощь в покорении Кучума». 
Таким образом, Хакк-Назар с чьим именем казахский народ в преданиях связывал зарождение основ государственности, имел непосредственное отношение к истории Башкирии и Уфы. Именно он создал ясачную систему и определил место нового центра наместничества. После добровольного вхождения башкир в состав Российского государства правительство не стало отказываться от большинства административных порядков, учрежденных молодым султаном, которому в памяти народа суждено было остаться под именем Алаша-хана.


Булат АЗНАБАЕВ








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости