РУБРИКА "ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР"Партитура для министра
В марте очаровательная леди в правительстве республики отмечает свой день рождения. Седьмой год в ее нежных руках тяжелый портфель. Справляться с этой ответственной ношей ей помогают сильный характер, врожденные интуиция и коммуникабельность. Мы беседуем с министром культуры республики Аминой Шафиковой.
- Даже не все известные композиторы обладали и обладают абсолютным слухом. Говорят, что он отчасти вредит исполнителям. У перспективной в свое время пианистки Амины Шафиковой с музыкальным слухом все в порядке. Но на посту министра культуры требуется гораздо больше разнообразных навыков, и пришлось погружаться и улавливать тональности и в других сферах искусства, а также в ремесле управления - не так ли? - Мама говорит, что я с рождения пела. По радио постоянно передавали народные песни, и я ими напитывалась. В 7-летнем возрасте переехала в Уфу, родители водили меня по театрам, концертам, выставкам, музеям - создавали благодатную среду для развития, а в 4 классе я прошла конкурсный отбор в Среднюю специальную музыкальную школу при Уфимском государственном институте искусств и тут уже пришлось серьезно заняться игрой на фортепиано. Очень рано осознала, что только способностей для успеха мало: как говорится, на 90 процентов это - труд. С подружками общалась лишь в каникулы, все остальное время уходило на учебу и музыку. И эта привычка - постоянно работать и постоянно интересоваться новым - с тех пор не дает спокойно жить.
- Даже педагоги Казанской консерватории удивлялись вашей фанатичной работоспособности… - Да, так было. Я бесконечно благодарна Ирине Сергеевне Дубининой, которая, кстати, в свои 96 лет до сих пор играет концерты. А Наиля Галиевна Хамидуллина «поставила» руки мне так, что я могу быстро восстанавливаться и приходить в форму после долгих перерывов в занятиях. Они обе отмечали мою тягу к «мужскому» репертуару при подготовке сольных концертов. До сих пор ежегодно в декабре я стараюсь участвовать в концерте педагогов нашей кафедры в Институте искусств. Конечно, приходится садиться за инструмент по ночам, чтобы восстановить форму, заезжать по вечерам в институт позаниматься за роялем - зато какой адреналин получаешь!
- Мужской репертуар, мужской характер, - наверное, вы с детства были привязаны к отцу? - Папа до сих пор для меня большой авторитет. После 11 класса я вдруг заметалась, выбирая вуз: велик был соблазн вместе с одноклассниками податься в юристы. Папа меня остановил, и я ему очень благодарна: музыка стала частью меня, моим главным стержнем и даже подушкой безопасности. Как бы тяжело ни складывалась рабочая неделя, в субботу я расчищаю стол от бумаг, систематизирую их, а во вторую половину дня смотрю фильмы, передачи по культуре. Мониторю, что любопытного произошло у коллег в других регионах, стараюсь быть в курсе всех важных событий в мире и стране в сфере искусства.
- Радий Фаритович Хабиров в своем Послании запустил отличный посыл - «Без якшырак булдырабыз», отражающий и дух доброго соперничества между Уфой и Казанью, и стремление к лидерству на федеральном уровне. Предстоящие юбилейные мероприятия - хороший повод продвинуть нашу республику. Что готовит министерство на 100-летие образования БАССР? - 6 марта в Москве в Доме музыки пройдет концерт «Рожденные в Башкортостане» с участием Владимира Спивакова, Аскара и Ильдара Абдразаковых, Роберта Юлдашева, Диляры Идрисовой и других наших звезд. Выступят и талантливые дети - лауреаты Фонда Спивакова. На московском концерте не предполагается деловой части, просто выступления наших лучших земляков - сами по себе и есть показатель культуры и часть духовного облика республики. 12-13 марта в Совете Федерации намечена презентация Республики Башкортостан, где будет развернута выставка социально-экономического и культурно-образовательного потенциала республики, а также предметов народного искусства. На этой площадке хотим рассказать о предстоящей Всемирной Фольклориаде. На Совете по культуре президент России поддержал идею об объявлении 2020-го года Годом народного творчества, и Радий Фаритович направил ему письмо о том, чтобы Фольклориаду определить главным мероприятием Года. А в календарный день юбилея - 23 марта - в Уфе состоится торжественное мероприятие и концерт мастеров искусств республики: выступят лучшие оркестры - Национальный симфонический, Национальный оркестр народных инструментов, а также капелла, солисты Театра оперы и балета. Подтвердили свое участие братья Абдразаковы, Алсу. Задумки очень интересные: постараемся показать не обычный музыкальный концерт, а концерт-поэтерию, где отразится и творчество наших выдающихся поэтов и писателей.
- Вся Башкирия не сможет съехаться в этот день на праздник в Уфу… - Именно поэтому запланированы мероприятия в районах и городах с участием наших творческих коллективов, театров, филармоний. Артисты из Уфы поедут во все муниципалитеты показать свое искусство местным жителям. А летом на большом фестивале «Сердце Евразии», который продлится четыре дня, смогут побывать все желающие. Открытая площадка перед Конгресс-холлом «Торатау» стала любимым местом встречи меломанов со всех уголков Башкирии и даже соседних регионов. Опять-таки зрителей будут радовать наши звезды: обещают быть братья Абдразаковы, Земфира, Алсу, а у Юрия Шевчука, к сожалению, тур в Германии, он не сможет приехать в этот раз. На фестивале выступит прославленный коллектив Надежды Бабкиной: его исполнительный директор уже приезжал в Уфу, и мы обсудили детали концертной программы. - Лето - самое благодатное время для концертных фестивалей в нашем климате, это бесспорно. «Туганлык» в их ряду? - Фестиваль тюркоязычных коллективов «Туганлык» пройдет в конце мая и станет яркой страницей федерального театрального марафона, который уже стартовал. 21 февраля мы открыли республиканский театральный фестиваль, и в него уже активно включились народные театры. А в прошлом году в нашей филармонии развернулся проект «Страницы истории»: презентация районов к 100-летию республики с участием самодеятельных коллективов, где народные театры также выступают с большим успехом. Вчера я как раз попала на день Кушнаренковского района: их народный театр - полный восторг! И так везде: жители любят и ценят своих артистов, гордятся самобытными коллективами. Мы будем поддерживать эту волну энтузиазма в служении искусству. Под эгидой театрального марафона хотим объединить всю республику, обратить внимание власти на народные театры.
- Пришло время таких театров, они появляются и в больших городах - в Екатеринбурге аж больше сотни! И в Уфе есть «Маска», «Кармашек», интересные студенческие коллективы - там своя преданная публика. А на какие финансы они могут рассчитывать? - Сегодня существует отлаженная система предоставления субсидий и грантов различного уровня. Также мы получаем хорошую федеральную поддержку в рамках партийных проектов «Театры малых городов» и «Театры для детей». Благодаря этому многие коллективы (в том числе Театр кукол, Национальный молодежный театр имени Мустая Карима) попали в волну. Радует, что наши театры не просто «освоили средства», как принято писать в отчетах, а сумели покреативить, создать талантливые постановки. И не только! Еще купили новое оборудование: приобрели проекторы, светодиоды, свет, звук. Сейчас уже нужны кресла, автобусы. Но теперь, надеюсь, будет легче: первый опыт получен.
- Радует, что в Год театра мы говорим не только о творческих планах (их в вашей сфере всегда предостаточно!), но и об открывшихся новых возможностях. О них говорил и президент Путин на официальном открытии Года на сцене прославленного Театра Волкова в Ярославле. У нас год начался с успешных гастролей в Москве Башкирского академического театра драмы, тоже отмечающего нынче свой юбилей. С академиков и спрос соответствующий. Как коллектив выступил на московских подмостках? - В Москве БАТД дал три спектакля на сцене Театра имени Пушкина. В первый день показали спектакль «Зулейха открывает глаза», номинированный на «Золотую маску». Этот спектакль в Уфе собирает полные аншлаги, отрадно, что и в Москве зал был переполнен. Во второй день давали «Шэурэкэй», мне удалось на него попасть, и я на себе ощутила добрую энергетику зала и живой интерес к творчеству нашего театра. Гастроли с 4 по 6 февраля, по признанию актеров, пролетели как один счастливый день: зрители дарили только позитивные эмоции. Еще одна большая удача Башдрамтеатра - долгожданная премьера «Урал-батыра» в конце прошлого года и стала, по сути, открытием Года театра в республике. Замечательный спектакль по нашему народному эпосу, уверена, что он долго будет жить на сцене. На фестивале «Туганлык» непременно его покажем.
- Премьеру хорошо приняла публика, в том числе русскоязычная. Режиссеру-постановщику Андрею Борисову удалось ухватить нерв нашего «Урал-батыра», явное созвучие башкирского эпоса с якутским Олонхо, чем он заворожил и актеров, и зрителей. Может, чаще приглашать со стороны таких талантливых постановщиков? - Это у нас давно практикуется. Взять хотя бы постановку «Зулейха открывает глаза» по повести Гузель Яхиной: в Казани ее ставить не торопились, а в Уфе на спектакль билеты раскупались за месяц. Русский драмтеатр, к примеру, часто работает с приглашенными постановщиками. Я всегда «за» - приток свежих мыслей, молодой крови необходим. Но в этом вопросе необходимо соблюдать баланс, ведь и наших режиссеров нужно продвигать. Тут последнее слово - за руководителями театров.
- На состоявшемся в начале года в Госсобрании круглом столе руководителей театров речь об этом тоже шла. А когда Ахтям Абушахманов заявил: «Мы давно не собирались!», Михаил Рабинович ему возразил: «Мы часто собираемся в министерстве». Вы действительно нередко приглашаете коллег? - К сожалению, на тот круглый стол не попала: была на совещании в правительстве. Мы встречаемся с руководителями наших театров как минимум раз в месяц, проводим оперативные совещания, иногда в режиме ВКС. Для каждого из них моя дверь открыта, и запретных тем для обсуждения нет.
- Тогда, вероятно, для вас ничего нового там и не прозвучало. Но в прессе обсуждение было достаточно бурным. Правда ли, что сокращаются бюджетные места в Институте искусств? - К сожалению, это общероссийская тенденция, причем в вузах различного профиля. Тут много причин, к сожалению, и демографическая ситуация отражается на творческих вузах. Еще в мои студенческие годы в творческий вуз поступить было престижно, а сейчас у молодежи иные приоритеты. В рыночную эпоху романтиков все меньше. Поменялось также бюджетное законодательство. Недавно мы направляли по 2-3 человека в год обучаться в Москву. Наш актер Фиргат Гарипов заканчивает учебу в Москве как режиссер. Главный дирижер Оперного театра Артем Макаров по нашему направлению прошел стажировку у Геннадия Рождественского. Но теперь такое возможно только за счет внебюджетных средств.
- Слышала от молодых танцовщиков, уезжающих из Уфы, что для них в Оперном скудноват репертуар. Дескать, у нас всего две премьеры в году, а вот в Москве и Питере… - Репертуарная политика должна быть сбалансирована. Они могут ставить и десять премьер в год, но что делать со старыми спектаклями, которые востребованы?! Те спектакли, что сегодня идут на сцене Театра оперы и балета, профессиональны и популярны у зрителя. И оперные премьеры последних лет взять - добротные и качественные. Любую можно заявлять на «Золотую маску». Надо ли ставить больше? Сомневаюсь. Я всегда остерегаюсь вторгаться в творческие решения главных режиссеров и руководителей театров: это их прерогатива.
- Вы - деликатный министр… - Сфера культуры предполагает уважение к творцам. Максимально предоставляю коллегам карт-бланш, но при этом мы отслеживаем, чтобы обязательно присутствовал национальный репертуар. Это, если хотите, наш госзаказ. Вот восстановили «Журавлиную песнь» - сразу пошли добрые отклики зрителей. «Урал-батыр» столько муссировали, обсуждали, критиковали варианты и попытки - но, наконец, получилось. Успели с премьерой как раз к открытию Года театра.
- А почему все-таки молодые звезды уезжают ? - Отношусь к этому философски. Причины тут разные. Но сегодня, к счастью, в наших учреждениях культуры хорошая заработная плата. Это один из важных факторов, удерживающих профессионалов. Открыто могу говорить об этом. Ведущие артисты, солисты получают не менее 80 тысяч рублей - что в Ансамбле Файзи Гаскарова, что в Театре оперы и балета. Кто-то и 90, и 100 получает!
- Это же очень хорошее жалованье для актера! - Конечно. У нас вернулся, к счастью, Ильгам Валиев. Артур Каипкулов, который был на грани отъезда в Казахстан, все-таки «заякорился» здесь. Рустема Исхакова мы тоже боялись потерять, но нашли возможность его поддержать: дали квартиру. И я не соглашусь с тем, что наши звезды уезжают часто - такого нет. Есть некая текучка, как и везде. Я общалась с руководителями Кремлевского балета: от них тоже уходят, такова жизнь.
- Одни уезжают, а другие возвращаются! Артур Назиуллин, к примеру. Хотелось бы коснуться ситуации вокруг нашего Национального симфонического оркестра. С завистью наблюдаю за взлетом Казанского коллектива под управлением маэстро Сладковского: теперь уже они дают концерты по абонементу в Доме музыки Москвы. У нас же - подковерные интриги… - Надеюсь, что конфликты остались в прошлом, и приглашенный из Москвы Артур Назиуллин сумеет в определенной степени повторить успех маэстро Сладковского. Кстати, Сладковский тоже непросто входил в коллектив - не сразу музыканты ему подчинились. Уверена, что сумеет и наш Назиуллин - тем более, что они в добрых партнерских отношениях. Артур уехал из Уфы в столицу в 12 лет, получил блестящее образование и профессиональные навыки у знаменитостей. Работал с Максимом Дунаевским, Владимиром Спиваковым, Дмитрием Крюковым. В сентябре планируем презентацию нашего Национального оркестра в Москве в рамках празднования 100-летия республики и народного поэта Мустая Карима - первый серьезный экзамен для нового руководителя.
- Возвращаясь к празднованию 100-летия: когда выйдет на экраны фильм Булата Юсупова «Первая республика» и каковы ваши первые впечатления? - На 15 марта намечена премьера. К сожалению, пока фильм не смотрела. Но знаю, какая кропотливая работа над ним шла. Автору удалось абстрагироваться от политики, революционного эпатажа: он воссоздал историю родного края через художественные образы, олицетворяющие реальных музыкантов, поэтов, писателей, журналистов. Надеюсь, зрителям понравится.
- Сложился стереотип, что Башкирия появилась на волне революции, и провозгласили ее политики. Но ведь, кроме декларации на бумаге, в основу государственности положено творческое начало башкирских пассионариев…
- Поэты, начиная от сэсэнов с кубаирами, на протяжении всей истории республики выступали ораторами своего времени. Сегодня есть средства массовой информации, блогеры. А в старину единственным средством коммуникации было народное творчество. С развитием культуры и просвещения появились такие личности, как Валиулла Муртазин-Иманский - основатель нашей первой театральной школы, певец Газиз Альмухаметов, фольклорист Габдулла Амантай, первая писательница Хадия Давлетшина и еще десятки славных имен. Их роль в создании Башкирской автономии и отражена в исторической киноленте Булата Юсупова.
- Киноиндустрия республики в последние годы заметно оживилась: заявили о себе молодые и дерзкие. «Из Уфы с любовью» Айнура Аскарова стал фильмом, объединившим уфимцев в своей привязанности к родному городу. Теперь зрители с нетерпением ждут выхода на экраны аскаровского «Таганка» по Мустаю Кариму. В нашем кино все бурлит: грантовая политика, заметное продвижение одних проектов и фиаско других порождают домыслы и обиды… - Буквально в декабре встречались с председателем Союза кинематографистов Фаритом Габитовым и его заместителем Айнуром Аскаровым. Еще был директор киностудии Юнир Аминев. Говорили о проблемах кинематографии. Понятно, что нужно финансирование на оборудование, на производство фильмов. Эти вопросы пытаемся решать: в конце прошлого года приобрели очень хорошие камеры, комплектующие для киностудии. А со съемками фильмов система пока не сложилась. Мы получаем разовые заявки: скажем, один кинорежиссер хочет снять то, второй - другое. Я им поставила задачу: вы - Союз кинематографистов, вы - Киностудия «Башкортостан» - вместе садитесь и вырабатывайте алгоритм. Если хотите получить бюджетные деньги, предлагайте темы, интересные для государства, для сферы культуры, для развития нашей республики в целом. И когда сверстаете такой план - можно будет его предметно обсуждать и находить решения. Я готова за это драться, идти к руководству и просить, выбивать финансирование. Но пока у меня лишь разовые заявки от режиссеров.
- Первоосновой искусства чаще всего выступает литература: талантливый текст вдохновляет и побуждает к творчеству музыкантов, сценаристов, актеров самых разных амплуа. И 100-летие нашего народного поэта Мустая Карима - особо значимая веха. Как готовитесь к юбилейному октябрю? - Мероприятия к юбилею начались еще в прошлом году: во всех библиотеках, музыкальных и художественных, не говоря уже об общеобразовательных, школах проходят Мустаевские чтения, встречи с дочерью народного поэта, писателями, хорошо знавшими Мустафу Сафича. Спектакли по произведениям Мустая Карима - в репертуарах всех наших театров. Осенью пройдет Театральная декада по произведениям мастера. После Дня республики (окончательно с датой пока не определились) в Театре оперы и балета состоится торжественный вечер, посвященный памяти народного поэта.
- Ваше министерство курирует, насколько мне известно, обновление учреждений культуры на родине Мустая Карима в Кляшево. Основная работа начнется только с наступлением тепла - успеете ли? И что там планируется сделать? - В Кляшево преобразится клуб: он станет просторным и современным. Там планируем создать музей, посвященный Мустаю Кариму, а также другим его знаменитым землякам - Фариде Кудашевой, Сайфи Кудашу. Запланировано и благоустройство самого села, а также маршрута к Девичьей горе, где по традиции пройдут театрализованные действия. С нами советовались по поводу создания инфраструктуры на самой горе. За столь короткое время возвести капитальное сооружение невозможно. Скорее всего, будут обустроены сцена и места для зрителей под тентом от дождя. Работаем и над самим сценарием: концепция сложилась, но все еще обсуждается и дорабатывается. Мустай Карим близок каждому из нас, и мы стремимся создать сердечную атмосферу всех юбилейных мероприятий в память о нем.
- А правда, что столь любимая теперь уфимцами Симфоночь живет только благодаря Мединскому? Расскажите, как это случилось? - Впервые Симфоночь на открытой площадке за Конгресс-холлом порадовала зрителей в сентябре 2013 года. В 2014 году она вновь собрала аншлаг. А в 2015 году, к сожалению, денег нам не выделили. На счастье всех уфимцев на саммиты ШОС и БРИКС в Уфу приехал Владимир Мединский. Мы постарались показать ему как можно больше достопримечательностей, а также продемонстрировали на экране записи Симфоночи - он высоко оценил этот проект и спросил, когда состоится следующий концерт. Пришлось сознаться, что не будет в этом году. Министр возмутился и дал нам денег на проведение опен-эйра. Затем, увидев успех и востребованность опен-эйров, со следующего года и республика стала поддерживать проведение ночей.
- Интересная история. Спасибо Владимиру Ростиславовичу! - Вообще у нас очень отзывчивый министр. И нашу республику неплохо знает, поддерживает перспективные проекты. Я надеюсь, что и в проведении Всемирной Фольклориады на следующий год мы найдем полное понимание и содействие со стороны федерального Министерства культуры.
- А научите, как пролоббировать интересы Уфы? Обидно, что у нас меньше, чем в соседних городах-миллионниках, музыкальных школ. В удручающем состоянии Детская филармония, Театр кукол, а теперь еще и цирка нет. О необходимости музея Уфы я говорю с каждым новым мэром, слышу обещания, но все пустые слова… - Разделяю ваши чувства. Я тоже выросла в Уфе, у меня немало любимых уголков детства, куда теперь вожу свою дочь. И я вижу, где можно сделать наш город интереснее для жителей. Неоднократно предлагала бывшей администрации города подготовить документы на реконструкцию всех вышеназванных объектов и выйти с предложением через наше министерство в правительство. К сожалению, этого так и не случилось. Зато сейчас все происходит очень стремительно. На недавней встрече с руководителями детских театров Валентина Матвиенко озвучила, что благодаря инициативе Совета Федерации планируется дополнительно выделить 5 миллиардов рублей для проведения ремонтов региональных театров. Мы уже заявились на реконструкцию Русского драматического театра и Театра кукол в Уфе, сейчас готовим проектную документацию, и предварительные переговоры с Министерством культуры России обещают нам федеральное софинансирование. Думаю, постепенно решим и другие задачи по уфимским объектам. Недавно встречались с новым вице-мэром Алиной Сулеймановой и обсудили все эти горящие вопросы. Что касается музыкальных школ, их в самом деле не хватает, не все дети туда попадают: есть конкурс. По нормативам надо, как минимум, еще 10-15, чтобы удовлетворить спрос. Мы об этом давно говорим. Сейчас предлагаем при строительстве общеобразовательных школ предусматривать пристрой под музыкальные. Готовим техническое задание, чтобы это реализовать. Съездили недавно в Сипайлово: смотрели школы, где можно запустить такой пилотный проект. Я сама училась на Новостройке (напротив «Акбузата») в 13-й музыкальной школе, она размещается в здании 42-го лицея - такой теперь статус у нашей альма-матер. Там буквально небольшой закуток, но тем не менее дети получают музыкальное образование - огромный бонус на всю жизнь.
- Отсутствие памятников выдающимся землякам - еще одна болевая точка Уфы. На днях прошла информация о скульптуре Рудольфа Нуреева, а еще я слышала, что появится памятник Габдулле Тукаю. - Да, информацию подтверждаю. Памятник Нурееву будет установлен на аллее у Оперного театра. Подбираем достойное место памятнику Шайхзаде Бабичу. А Габдулле Тукаю установим у Театра «Нур». Ожидается, что в апреле на его открытие приедет глава Татарстана Рустам Минниханов.
- Главной библиотеке республики давно уже тесно. Есть ли проект ее реконструкции или переселения? В разные годы обсуждались несколько проектов… - Это тоже большая проблема. Сейчас мы рассматриваем варианты размещения филиалов библиотеки. Это должна быть современная образовательная площадка, интересная для молодежи в первую очередь, она призвана стать точкой притяжения. Два года назад в Бирске мы создали ТОК-центр «Умникум». Там современная библиотека и замечательная творческая атмосфера. Не хватает такой площадки и Уфе.
- Интерес к библиотекам - одновременно с масштабной цифровизацией - сегодня возрождается во всем мире. Здание книгохранилища в Пекине просто шокирует своими гигантскими размерами и потоком посетителей… - И у нас стали чаще ходить в библиотеки - отличный симптом для всей культуры! Важно привлечь туда детей и молодежь - пусть даже с гаджетами в руках. Находясь среди множества книг, многие из которых сами произведения искусства, они непременно к ним потянутся.
- А вы сами еще читаете «бумажные» книги? - Конечно! Обожаю Достоевского. Он мой душевный исцелитель, готова растащить его тексты на цитаты. Читаю исключительно в бумажном варианте. Недавно опять «Братьев Карамазовых» достала. Хотела просто полистать, но увлеклась и с наслаждением перечитала.
- Мустай Карим признавался: «Достоевский - великий, но не мой писатель». У вас тяга к Федору Михайловичу, вероятно, исходит из страсти к «мужскому репертуару»? - Да? Как-то не задумывалась. Может быть, вы и правы. Серьезная литература, как и серьезная музыка - часть моего «Я».
Галина ИШМУХАМЕТОВА |