ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Драйвер для бизнеса
На V форум малого и среднего бизнеса регионов стран-участниц ШОС и БРИКС съехал...

Врачи - в дефиците
В БГМУ глава республики Радий Хабиров провел выездной «Здравчас», основным воп...

Инвестору в помощь
В Конгресс-холле «Торатау» состоялась выездная стратегическая сессия Федерал...

Смотри в оба
В  историческом центре Уфы и микрорайоне Инорс появятся видео-камеры с распо...

Науку - в жизнь
В  Уфе построят научно-образовательный центр и межвузовский студенческий ка...

Мастерские и Зал торжеств
В Уфе появится Центр современного искусства.
1,4 га земли за зданием музея ...

Новое слово о Мустае
12  октября в Москве состоится премьера документального фильма о Мустае Кари...

Передавая боевой дух
В  Санкт-Петербурге над памятником легендарному комдиву Минигали Шаймурато...

Праздник дружбы и фольклора
В Москве прошел федеральный оргкомитет Фольклориады-2020, которая пройдет с 18 ию...

Там чудеса, там леший бродит…
Театр кукол открыл свой сезон премьерой спектакля «Сказка о царе Салтане».


Мастер-класс от мастеров



     №10 (215)
     Октябрь 2019 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

ОФИЦИАЛЬНО

НА КОНТРОЛЕ У МЭРА

КОЛОНКА РЕДАКТОРА

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

НАШ НА ВСЕ 100

100-летие Республики

Золотой курай

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

СТОЛИЧНЫЙ ПОЧЕРК

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

КУЛЬТПОХОД

ЗНАЙ НАШИХ!

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ПЕРСОНА

ЧЕРНИЛЬНИЦА

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ВИЗИТЫ

ГОРОДСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

ФОТОРЕПОРТАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

IT-ЭКСПЕРТ

КУЛЬТУРТРЕГЕР

Наши герои

Музеи уфы

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ








РУБРИКА "КУЛЬТПОХОД"

Андрей Шишкин: «Коллектив подсел на успех»


Как сделать так, чтобы о постановке в Театре оперы и балета на следующий день говорил весь город, и не только? Чтобы в каждом сезоне появлялся спектакль - кандидат на «Золотую маску»? Екатеринбургский театр оперы и балета, ныне сменивший название на «Урал Опера Балет», ежегодно участвует в этом конкурсе и обычно не остается без наград; в его репертуаре есть произведения, не идущие больше нигде. Как же так получилось? Об этом мы беседуем с директором театра Андреем Шишкиным. Кстати, с 2001 по 2006 год он руководил Башкирским театром оперы и балета.

- Два года назад балет Вячеслава Самодурова «Ромео и Джульетта» поразил гостей Нуреевского фестиваля динамичностью и дерзостью. На XXII Нуреевском были показаны фрагменты балета «Приказ короля». Балет с таким названием был у Мариуса Петипа, но здесь танец явно более современный.
- Да, это не реконструкция Петипа. Мы заказали новую музыку петербургскому профессору Анатолию Королёву, и я могу смело сказать, что это одна из лучших балетных партитур, написанных в последние годы. А Самодуров сочинил оригинальную хореографию.

- Были ли трудности с постановкой «Вальпургиевой ночи» Баланчина - ведь артистам классической школы трудно танцевать модерн?
- Давайте разберемся. Баланчин - классический хореограф, учился в Петрограде, танцевал в балетах Петипа и потом развивал академическую школу на Западе. Вообще это главный хореограф ХХ века, не исполнять его балеты серьезная классическая труппа не может. Поэтому для артистов это естественный язык - просто с непривычными акцентами и динамикой. А наша труппа уже танцевала хореографию Ханса ван Манена и Пола Лайтфута. Прошла закалку разными стилями.

- «Ромео и Джульетту» недавно показал в прямом эфире французский телеканал Mezzo. Как вы пришли к тому, чтобы постановки театра становились мировым событием?
- Конечно, мы не сразу дошли до понимания репертуара в его нынешнем виде.  Я в Екатеринбурге 13 лет. Первые шесть из них просто ставили популярный репертуар, чтобы вернуть аудиторию. Всегда живописные декорации, конкретное место и время действия, шубы, посохи, бороды и купола... И в какой-то момент мы поняли, что больше так нельзя. Театр как раз отмечал столетие - красивый повод сделать разворот на 180 градусов.
Сначала приехал Уве Шварц и поставил «Любовь к трем апельсинам». Он продемонстрировал, как можно работать со сценическим пространством, не впадая в живописный реализм. Затем мы поставили «Графа Ори» - забытую, но одну из лучших опер Россини. Руководить балетом стал Вячеслав Самодуров, рекомендованный Алексеем Ратманским, - он сразу показал, что можно ходить не только по берегам «Лебединого озера».

- Но самым рискованным вашим экспериментом стала опера «Сатьяграха».
- В ней нет последовательного сюжета, артисты поют на санскрите. Но коллектив нуждается в том, чтобы ему предлагали что-то новое. А я всю жизнь увлекался рок-музыкой, джазом, блюзом и всякий раз, бывая в командировках в Берлине или Лондоне, привозил оттуда полные чемоданы CD-дисков. Музыку Филипа Гласса  знал с восьмидесятых. Стал слушать «Эйнштейна на пляже», «Сатьяграху»... И однажды подумал: почему бы не попробовать поставить Гласса здесь? Это был огромный риск. Но, на наше счастье, произошло чудо: опера вызвала громадный интерес.

- Как зрители реагировали на новшества?
- Новые работы мы вводили в традиционный репертуар осторожно - через сезон, через два. В Екатеринбурге много молодежи, но еще много публики с традиционным пониманием театра, и очень легко эту публику отпугнуть, не приобретя новой.

- Дальше вы поставили - тоже впервые в стране - «Пассажирку» Моисея Вайнберга, «Греческие пассионы» по роману Никаса Казандзакиса…
- И поняли, что можно иначе коммуницировать с публикой - и делать это не ради лучших продаж, а потому, что театр должен быть всегда немного впереди аудитории. А про «Пассажирку» зрители говорят: «Трудно, страшно, но смотреть надо».

- Однако новый сезон начался самой популярной классикой - «Риголетто»…
- …а в прошлом сезоне Юрий Бурлака восстановил у нас «Дон Кихота»: поднял из архивов эскизы Коровина и Головина 1900-х годов, очистил от наслоений - и все увидели совсем не тот балет, к которому привыкли. 
Мы ясно видим два пути дальнейших действий. Один: публика всегда должна ходить в театр. Так что от популярной классики мы и не думаем отказываться. Второй путь - должны появляться незнакомые названия, театр должен заказывать новые партитуры. Должны быть знаковые проекты, которые нужно готовить отдельно.
Минувшей весной мы сыграли «Трех сестер» Петера Этвёша. Редко бывает, чтобы недавно написанную оперу ставили по миру едва ли не каждый сезон, а с «Тремя сестрами» так и происходит. И режиссером пригласили еще одну мировую знаменитость - Кристофера Олдена.

- Балет «Пахита» жюри «Золотой маск
и» отметило как «Лучшее событие Года Петипа»…
- В  нем осталось либретто XIX века: цыганка голубых кровей, обман, коварство,  любовь. Были восстановлены танцевальные ансамбли Петипа. Но каждую картину мы наблюдаем как бы сквозь определенный фильтр: вот мы в старинном театре, вот смотрим немецкое немое кино с убийцами, а вот мелодрама в театральном буфете.
Все это задумали Сергей Вихарев и Павел Гершензон - люди, которые в Мариинском театре показали всему миру, что старинные балеты можно не только переделывать и адаптировать. К сожалению, Вихарев в разгар постановки ушел из жизни, и его дело подхватил Самодуров. Он сразу сказал: «Мне было бы неинтересно смотреть «Пахиту» XIX века. И вам тоже». Зрители и критики оказались с ним солидарны. Будущей весной мы покажем «Пахиту» на фестивале русского театра в Тель-Авиве, летом канал Mezzo планирует прямой эфир.

- За последние восемь лет театр выиграл 14 «Золотых масок»…
- «Маски» - не самоцель. Но раз уж начали играть в эту игру, надо играть дальше. Если нас не будет на конкурсе, общественность воспримет это так, что мы потеряли нюх, вкус, азарт. И коллектив тоже подсел на эту иглу успеха, потому что работать в успешной компании -  особое самоощущение. И не нужно забывать, что «Золотая маска» - не просто премия, а еще и фестиваль: номинация - возможность показать спектакль в Москве. А для артистов это крайне важно.

- Когда вы были директором Башкирского театра оперы и балета, здесь тоже была эпоха перемен...
- Я встретил людей, которые помогли мне начать что-то понимать в опере и балете;  Алексея Анатольевича Людмилина, Владимира Рылова, который записывал музыку к «Летучей мыши» и другим музыкальным фильмам, Роберта Лютера, работавшего в Венской опере, в Бангкоке. И мы наладили регулярный выпуск новых постановок. После долгого перерыва начались заграничные гастроли, что всегда очень важно для коллектива. Кажется, нам удалось придать жизни театра новый темп.

- Вы родились здесь. Какой вам сегодня видится Уфа?
- Екатеринбург - заводской центр, а на заводах нередко работали каторжане. И этот ген никуда не девается: это город авантюристов. Люди энергичные, напористые, и все, что делается в Екатеринбурге, подается как чудо, не имеющее аналогов в мире. Но когда приезжаю в Уфу, вижу, что и она отстраивается и хорошеет, только без помпы - может, она даже краше, потому что здесь больше зелени. И еще город, стоящий на реке, всегда красивее, а про текущую через Екатеринбург Исеть хочется пошутить: картографы пожалели чернил, чтобы нанести ее на карту.

Екатерина КлимовиЧ








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Наш на все 100 Городская среда Ufaved.info

Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Газета Казанские ведомости



яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости


Facebook





Золотой гонг