РУБРИКА "Некопеечное дело"Фактор мобильности
Современную жизнь сложно представить без транспорта. Он обеспечивает мобильность населения, перевозку больших объемов грузов, влияя на все отрасли экономики. В последние годы в Уфе стабильно растет пассажиропоток на авиалиниях и железной дороге, идет модернизация международного аэропорта и железнодорожного вокзала. В сложном положении находится речной транспорт, который сейчас занимается только грузами. Но и здесь отраслевые эксперты видят перспективы для роста.
Наиболее динамичный рост в последнее время показывают авиационные перевозки. В прошлом году в целом по России число пассажиров воздушного транспорта выросло на 10,6%. Аэропорт «Уфа» находится в общероссийском тренде, демонстрируя стабильное увеличение пассажиропотока. В 2018 году он достиг рекордной отметки в 3 миллиона 241 тысячу человек. Общий рост составил 15%, на внутренних линиях – 13%, международных - 24%. За 8 месяцев текущего года уфимская воздушная гавань обслужила 2,34 миллиона человек. По сравнению с 2018-м пассажиропоток вырос на 8%. Увеличение на внутренних авиалиниях составило 10%, международных - 1,6%. Высокую положительную динамику авиаперевозок можно объяснить влиянием нескольких факторов. Среди них можно выделить численность населения нашей республики – свыше 4 миллионов человек (7-е место среди субъектов РФ) и большой процент работающих вахтовым методом в других регионах. Весьма высокий уровень средних доходов жителей обеспечивает доступность авиаперелетов, в том числе за рубеж. Свою роль играет и удаленность от Москвы. В городах, расположенных в радиусе до 700-900 километров от столицы, традиционно являющейся наиболее популярным направлением деловых и туристических поездок россиян, значительная часть людей добирается до Первопрестольной автомобильным или железнодорожным транспортом. Удаленность более чем в тысячу километров делает самолет более привлекательным. Сейчас из Уфы на Москву выполняется по 17 авиарейсов в сутки, что делает ее самым востребованным направлением перелетов.
Пассажир выбирает небо Жителей Башкортостана привлекает не только Москва, а новая география рейсов позволяет добираться до пункта назначения, минуя столицу. В первой половине этого года 56% рейсов из столицы республики в другие регионы выполнялись в обход Москвы. Таким образом, аэропорт «Уфа» достиг поставленного президентом страны Владимиром Путиным показателя выполнения более половины рейсов без пересадок в столице. Если пять лет назад из Уфы было всего шесть региональных рейсов в неделю, сейчас их более сорока. В целом маршрутная сеть на внутренних линиях составляет 27 направлений, где на регулярной основе работает 20 авиакомпаний. Рост числа пассажиров и расширение географии перелетов требует дальнейшего увеличения пропускной способности уфимского аэропорта. В прошлом году началась реконструкция терминала для обслуживания внутренних рейсов. Рядом с существующим возводится новое трехэтажное здание площадью 12,5 тысячи квадратных метров с двумя телескопическими трапами и двумя линиями обработки багажа. Новое и существующее здания будут соединены. В результате зоны прилёта и вылета пассажиров внутренних рейсов будут значительно расширены, а пропускная способность терминала внутренних линий вырастет вдвое: с 600 до 1200 пассажиров в час. По данным Госкомтранса РБ, на сегодняшний день уже освобождена площадка под строительство, перенесены инженерные сети, установлена новая подстанция для обеспечения стройки электроэнергией, сооружена блочно-модульная котельная. Ведутся работы по возведению здания аэровокзального комплекса и трехэтажной посадочной галереи. Планируется, что реконструкция терминала внутренних линий будет завершена весной 2020 года. Стоимость работ составляет 2,6 миллиарда рублей. К финансированию проекта привлечены средства Республики Башкортостан, а также федеральные и внебюджетные источники финансирования.
Рельсовый путь Востребованность отправляемых из Уфы 80 поездов дальнего следования также растет, хотя и значительно медленнее авиаперевозок. В 2018 году поездами воспользовалось 2,4 миллиона человек, что на 1,4% выше уровня предшествующего года. Среди наиболее популярных направлений по-прежнему сезонные поезда на курорты Кавказа и Черноморского побережья. Хороший спрос традиционно сохраняется в направлении Москвы и Санкт-Петербурга, а также городов северных регионов, куда многие жители республики регулярно ездят работать вахтовым методом. Приятным событием станет восстановление прямого железнодорожного сообщения между Уфой и Казанью, имеющих тесные экономические и культурные связи. С 9 декабря до столицы Татарстана можно будет добраться в беспересадочных вагонах с переприцепкой в Ульяновске. Актуальной темой остаётся реконструкция железнодорожного вокзала Уфы, рассчитанного на обслуживание 2199 человек в сутки. Работы начались еще в 2004 году и идут до сих пор. В 2019 году будет выполнена реконструкция существующего здания вокзала, конкорса, наружных инженерных сетей и строительство пассажирской платформы №4. На втором этапе, рассчитанном на 2020-2021 годы, планируется реконструкция пассажирских платформ №2 и №3, реконструкция и удлинение пешеходного тоннеля, а также строительство рядом с вокзальной площадью шестиэтажной гостиницы на 100 мест.
С прицелом на экспорт Другое важное направление работы железной дороги – грузовые перевозки. За девять месяцев этого года погрузка продукции, перевезённой Башкирским территориальным управлением, превысила 20,7 миллиона тонн, что на 0,8% выше аналогичного периода прошлого года. – Мы позиционируем себя не просто как перевозчика, а как транспортно-логистическую компанию, оказывающую весь комплекс сопутствующих услуг, – заявил начальник Куйбышевского территориального центра фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД» Игорь Хахулин. – Поэтому большое внимание уделяем их развитию с использованием цифровых сервисов. В Башкортостане очень тесно работаем с крупными предприятиями нефтяной и газовой промышленности. В связи с развитием в регионе аграрного сектора актуален и вопрос перевозки зерна. Хорошие перспективы роста грузоперевозок связаны с развитием экспорта республиканской продукции в дальнее зарубежье, прежде всего в Китай. 30 августа 2019 года в китайский город Чэнду пошёл первый поезд с ОСП плитами, произведенными на уфимском заводе «Кроношпан». Ожидается, что в будущем подобные рейсы станут выполняться на постоянной основе. По железной дороге продукция в Китай доставлялась и раньше, но небольшими партиями. Доставка сразу 1455 тонн ОСП плит была выполнена впервые. Груз проследовал свыше 5200 километров. До станции Забайкальск он дошел за 5 суток, после чего отправился через границу в Китай. В целом доставка партии уфимских древесных плит потребителю в Поднебесной занимает 17 дней, что намного быстрее альтернативных морских перевозок. - Такой темп стал возможен благодаря применению новой технологии организации движения, когда грузовой состав идёт по выделенной линии по собственному расписанию, проходя каждую станцию чётко по установленному графику, – пояснил замначальника Куйбышевской железной дороги Дмитрий Новиков. – Во время пути поезд не переформировывается, стоянка на технических станциях минимальна. Благодаря этому состав способен преодолеть по 1100 километров в сутки. Важным логистическим плюсом экспортных поставок стало использование контейнеров вместо традиционных грузовых вагонов. Они удобнее при погрузке и разгрузке, что важно для железных дорог с разной шириной колеи, и лучше сохраняют груз от повреждений. Специалисты сферы логистики считают, что будущее – именно за контейнерными перевозками.
Речной фарватер Вплоть до 1990-х годов водный транспорт играл важную роль в системе грузовых и пассажирских перевозок, но затем его роль стала быстро снижаться. В навигацию 2018 года в Башкортостане водным транспортом было перевезено около миллиона тонн грузов, а движение пассажирских судов практически прекратилось. В 1970-1980-х годах по рекам республики ходили скоростные пассажирские суда на подводных крыльях, а грузооборот в среднем составлял более 30 миллионов тонн в год. Столь значительное снижение связано с развитием перевозок автотранспортом, обмелением рек, нехваткой средств для расчистки фарватеров и старением флота. Основная проблема - недостаточная глубина судоходных путей, заставляющая суда ходить с малой загрузкой и ограничивать срок навигации. К дефициту осадков присоединяется малая емкость башкирских водохранилищ, значительно уступающих по размерам построенным в соседних регионах. К примеру, Нижнекамское водохранилище в Татарстане имеет объем 2,9 кубокилометра, Ириклинское в Оренбургской области - 3,2 куб. км, Воткинское в Пермском крае - 9,4, а Камское - 12,2 куб. км. Это в 2-8 раз больше емкости крупнейшего в республике Павловского гидроузла. В результате большая часть паводковых вод уходит вниз по течению или впитывается в землю, а засушливое лето ведет к обмелению рек и связанным с этим сложностям судоходства. Для решения проблемы эксперты предлагают реализовать комплекс мер. Одна из главных – строительство в Башкортостане 7 низконапорных плотин для поддержания стабильного уровня фарватеров и углубление речного русла на протяжении 200 километров. Три плотины предлагается разместить на реке Белой ниже Уфы в районе Благовещенска, Бирска и месте впадения реки Быстрый Танып. Три гидросооружения нужны выше по течению на участке до Стерлитамака. Одна плотина предлагается к размещению на реке Уфе в середине участка между Павловским водохранилищем и местом впадения в Белую. Общая оценочная стоимость семи плотин и дноуглубительных работ – 21 миллиард рублей. Следующая по объему статья расходов – строительство новых судов на сумму 2 миллиарда рублей. Средства необходимы для постройки 10 буксиров, 26 барж, восьми сухогрузов, четырех плавкранов, 10 земснарядов, четырех судов техобеспечения, четырех прогулочных и одного пассажирского судна. На реконструкцию портовой инфраструктуры предполагается направить 500 миллионов рублей, а на подготовку кадров – 200 миллионов. Эти меры позволят более интенсивно использовать водные пути в работе на региональную экономику. Прогнозируемый годовой объем грузоперевозок по рекам республики – около миллиона тонн нефтепродуктов, 400 тысяч кубометров леса и порядка 500 тысяч тонн других грузов. Среди продукции, выгодной к перевозке по воде, называются общераспространенные полезные ископаемые, стройматериалы, металлопродукция, минеральные удобрения, сжиженные газы и продукция агропрома, прежде всего зерно.
Алексей ФАТЫХОВ |