ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Перезагрузка «ЕдРа»
На конференции «Единой России» секретарем регионального отделения избран гла...

Год красоты и комфорта
2020-й объявлен в республике Годом эстетики населённых пунктов. Соответствующий ...

Дружба с Душанбе
Глава Башкортостана Радий Хабиров провел рабочую встречу с официальной делега...

Диоды на светофорах
На оживленных перекрёстках столицы на опоры светофоров устанавливаются свето...

Спустя век
На минареты Хакимовской мечети установили полумесяцы. Ее восстановление ведет...

Лестница к реке
В парке Победы идет масштабная реконструкция. Обновятся парапет и лестница, ве...

Вопреки стереотипам
На площадке Конгресс-холла «Торатау» в седьмой раз состоялся Межрегиональный ...

Волшебное воображение



     №11 (216)
     Ноябрь 2019 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "ARTEFAKTUS"

Загадки человека по имени Зирах


Ровно сто лет назад, 20 ноября 1919 г., в уфимской больнице скончался человек, с именем которого до сих пор связаны многочисленные загадки. Имя у него было самое что ни на есть благородное – Аполлоний, что в переводе с греческого означает «святилище Аполлона». Или, более широко, – «принадлежащий (посвящённый) Аполлону» – богу Солнца (и, между прочим, покровителю искусств)! Отчество у того человека было самое обыкновенное – Александрович, зато фамилия явно прибалтийская – Зирах. 


55 лет назад, в ноябре 1964 года известный краевед Н.Н. Барсов писал: «Кто был Зирах? Профессионал-фотограф, купец, чиновник? Этого мы не знаем, да и не столь уж это важно. Существенно другое: он оставил нам в наследство массу фотоснимков – три огромных альбома. На них умело запечатлена дореволюционная жизнь города. Зирах, несомненно, любил Уфу…». Дальше Николай Николаевич (либо редактор газеты «Ленинец»), продолжая хвалить Зираха, немного «наезжает» на дореволюционную Уфу: «Его снимки сделаны так искусно, что на них даже прежняя Уфа выглядит очень красивым городом… Зирах снимал не только виды города, но иногда и события, в нём происходившие… Фотоколлекция Зираха пока мало используется, но, по крайней мере, хорошо, что она сдана в музей. Сохранность её, а следовательно, и возможность использования исследователями сейчас и в будущем обеспечены!»
Вам не кажется, что кое-какие положения в этой цитате, мягко говоря, устарели? А давайте-ка попробуем прокомментировать данный текст с использованием новейших достижений наших историков и краеведов, а также на фоне несколько, мягко говоря, другой обстановки и в корне порой переменившихся взглядов на наше прошлое.
Итак, Аполлоний Александрович Зирах (ударение на а) родился в 1855 году в Бузулуке. Но с 1896 г. жил в Уфе. С переездом к нам в город, кажется, всё ясно: Уфа – центр губернии, и Зирах приехал сюда из дальнего села. Но из… соседней – Самарской губернии. Если учесть, что Зираху уже за сорок, ответ на вопрос о причине переезда будет не так прост и пока он без ответа. 
Почти четверть века прожил в нашем городе Аполлоний Александрович. Сегодня все интересующиеся знают, что работал он страховым агентом в Уфимском губернском земстве (нынешний адрес – Цюрупы, 12). Но, как видите, полвека назад даже для такого доки, как Н.Н. Барсов, это было тайной. 
Имя Зираха как бы находилось под запретом. Даже в вышедшей в 1976 году 600-страничной книге «История Уфы» (под ред. Р.Г. Ганеева, В.В. Болтушкина, 
Р.Г. Кузеева и Х.С. Сайранова) нашлось место лишь для ТРЁХ (!) снимков фотографа (для самых привередливых уточню: на 99-й, 131-й и 231-й страницах). Но прошу излишне язвительных граждан не беспокоиться по поводу того, что фототворчество Зираха «слишком патриархально и плохо отражает революционную направленность тогдашней истории нашей страны». Никак нет, у Зираха десятки фотографий, на которых запечатлены события 1917-1918 гг. – от первомайских демонстраций – до церемонии похорон погибших революционеров в парке Свободы (бывшем Ушаковском). Об этих фотокадрах в апреле 1927 г. писал в «Красной Башкирии» ещё Пётр Ищериков*.
Версия с запретом подтверждается вроде бы и тем, что в конце 80-х всё изменилось: прошли выставки фотографий Зираха, были опубликованы сведения из его формулярного списка (личного дела). Всегда хранившегося, кстати, в Центральном историческом архиве в открытом доступе, так что тема запрета может быть интересна лишь любителям конспирологии. А снимки не печатались только потому, что не было качественных репродукций из альбомов, хранящихся в Национальном музее. О существовании же авторских отпечатков и, тем более, оригинальных негативов Зираха никто тогда просто не знал. Да и об их авторе, похоже, тоже мало что было известно. 
Зато в далёком октябре 1924 г. газета «Башкортостан» сообщала: «Человек по имени Зирах, умирая, оставил завещание, по которому он передал в дар Башкирскому центральному музею много фотографий. Зирах работал в уфимском земстве, затем служил в Совнархозе. Он был настоящим мастером фотографии. Всю жизнь он посвятил собиранию и деланию этой уникальной коллекции. Башсовнархоз, Госплан, Наркомпрос выделили 200 рублей на изготовление альбомов с фотографиями… Но пока они не аннотированы». 
К 1928 году все фотографии были подписаны и наклеены (причём даты художник указал по новому стилю). По этой же причине и мяч дореволюционные футболисты гоняют «в Якутовском саду». Интересно, подписаны ли были автором снимки с обратной стороны или в конце 20-х и так всё было ясно?
Любимейшими местами съёмки во все времена года для Зираха были Оренбургская переправа и река Белая. Но почему-то некоторые интересные объекты не попали в поле зрения фотографа. Например, Успенская и Рождественская церкви, третья соборная мечеть (на нынешней Лесопильной улице), вторая пожарная часть (нынешний адрес – К. Маркса, 39). Возможно, эти фото просто не попали в альбомы или затерялись ещё раньше. 
Главная загадка Зираха (особенно в наш меркантильный век), наверное, такая: что подвигало его и в жару, и в мороз выходить с треногой из уютного дома на улицу? Даже если он и начинал фотографировать в 1908-м с целью фиксации застрахованного объекта, то очень быстро главной в его фотопоходах стала просто жизнь Уфы во всех её проявлениях. Уличные сценки, люди у реки и на ярмарке, погодные диковины, городские пейзажи, новые красивые дома – много чем он интересовался. Денег Зираху за его труд никто не платил, все материалы он приобретал за свой счёт, а современники наверняка считали его просто городским сумасшедшим. Так вот, повторю вопрос: что стимулировало Зираха на его подвижничество? Возможно, таким его сделал новый ХХ век, породивший целую вереницу подобных культуртрегеров, если принять определение этого слова в том числе и как «репетицию человека будущего».  
Но почему всё же великолепное фотонаследие Зираха фактически малоизвестно? Самой полной коллекции его работ нет, пожалуй, даже в Национальном музее, ведь некоторое количество отпечатков является собственностью коллекционеров, хотя 90 лет назад Пётр Ищериков, знавший об этих фотографиях, утверждал, что «к получению их приняты меры». Собрать бы их. Для начала можно было выпустить хотя бы каталог всех известных снимков Аполлония Александровича, хотя, конечно, и для этого одного желания явно недостаточно…
И о последней загадке Зираха. Его похоронили на Сергиевском кладбище, неподалёку от могилы Ольги Извековой (метров 30 вправо от сторожки): много лет назад на место его последнего приюта указала племянница легендарного фотографа. Но память человеческая - это не фотография…

* «Останавливают внимание до сих пор не известные и нигде не опубликованные снимки моментов февральской и октябрьской революций в Уфе, празднования 1 мая в 1917 г., похороны в парке «Свободы» замученных белыми жертв революции; есть также снимки с первого памятника на братской могиле расстрелянных колчаковцами при бегстве из Уфы в мае девятнадцатого года – на староуфимском шихане. Памятник этот в настоящее время уже не существует».

Анатолий ЧеЧуха








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости