ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

«Башнефть» - надежный актив
В  Москве в рамках XI Инвестиционного форума ВТБ Капитал «Россия зовёт!» сост...

Долгожданные ключи
Глава Башкортостана Радий Хабиров провел очередное совещание в формате «Строй...

Старт Восточному
20  января стартуют строительно-монтажные работы на  Восточном выезде. Про...

Елки позитива
В  преддверии Нового года в Уфе установили 19 праздничных елок, в том числе тр...

Вдоль по Трактовой
В  Уфе булыжная мостовая XVIII века по улице Трактовой получила статус объекта ...

Ждем Деда Мороза
20  декабря в ГКЗ «Башкортостан» состоится главная новогодняя елка. 
...

В гримерке Нуреева
Балетные туфли, репетиционная одежда, халат, палантин. В московском театре «Гел...

Под охраной государства
В  перечень объектов культурного наследия внесены старинные особняки в исто...

Вьетнамские гастроли
Государственный академический ансамбль народного танца им. Файзи Гаскарова га...

Победа принесла «золото»
Семен Елистратов завоевал третью золотую медаль Кубка мира в Канаде.



     №12 (217)
     Декабрь 2019 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

ОФИЦИАЛЬНО

НА КОНТРОЛЕ У МЭРА

КОЛОНКА РЕДАКТОРА

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

НАШ НА ВСЕ 100

100-летие Республики

Золотой курай

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

СТОЛИЧНЫЙ ПОЧЕРК

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

КУЛЬТПОХОД

ЗНАЙ НАШИХ!

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ПЕРСОНА

ЧЕРНИЛЬНИЦА

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Спорт

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ВИЗИТЫ

ГОРОДСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

ФОТОРЕПОРТАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

IT-ЭКСПЕРТ

КУЛЬТУРТРЕГЕР

Наши герои

Музеи уфы

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

Лицо Уфы








РУБРИКА "ARTEFAKTUS"

Колоды и календы


Как ко мне попал мой самый первый карманный календарь, или, если вам так привычнее – календарик, я не знаю. Хотя помню, что был он на 1966 год, а на рисунке – Петропавловская крепость Ленинграда. Лет через двадцать у меня сложилась целая коллекция, но вот историей появления первого карманного календаря я заинтересовался лишь недавно, когда интерес к современным подобным изданиям у меня пропал.

Сразу поясню, что календаристы или, как они сами себя порой называют – филотаймисты (любовь+время), называют календариком небольшой, размером с визитку (старого образца, примерно 6 на 9 см) листок полукартона, на одной стороне которого отпечатан табель-календарь, а на другой – картинка или фотография.
Понятно, что его вполне можно называть и карманным, который, в свою очередь, именовался так не потому, что его носили в кармане брюк – его место было во внутреннем кармане пиджака, в записной книжке. Или в дамской сумочке. Но в один прекрасный момент ушлые торговцы вдруг поняли, что это – отличное место для ежегодно сменяемой рекламы. Когда же это произошло? 
Для начала возьмём на вооружение тезис, что всё интересное в рекламе пришло к нам с Запада. Покопавшись в чужих коллекциях, обнаружим, что самый старый (из известных мне) мини-календарь вышел в США накануне 1950 года. Но похоже, что были выпуски более ранние, уж слишком ладно всё «скроено», даже линейка с дюймами имеется. Вот, например, есть французское издание 1938-го. Можно копать и глубже, но пока возьмём, как говорят сочинители резолюций за основу. 
А что же возросло тогда на этой ниве в Советском Союзе? «Раскладушки» на рыхлой бумаге, какие-то чёрно-белые листки – ворчуны и знатоки чужих недостатков будут вполне довольны. И вдруг – неожиданность: в 1946-м Ленинградский завод металлоизделий выпускает так называемый «вечный» календарь на 1946 – 1967 годы. И размером самым что ни на есть подходящим – примерно 6 на 9 сантиметров – тот самый, любимый. В 1967-м Ленинградский комбинат цветной печати подобный календарь переиздаст, но в то время общий тираж календариков уже превысил миллионы.
Самыми активными заказчиками мини-календарей в 1950-е выступают мировые авиакомпании. Приятно, что и «Аэрофлот» если и отстал, то совсем на чуть-чуть: в 1960-м он выпустил симпатичный мини-календарь. Правда, полностью с текстом на английском, где из нашего была только сантиметровая линейка. Ну и ТУ-114, конечно. Причём подозрительным образом размер календарика (правда только со следующего года) совпадает с игральной картой. Выходных данных на издании нет, так что придётся реконструировать давние события.
Итак, свидетельство очевидца, В.М. Дрейшпуля: «Конец октября 1960 года. Напротив остановки, на здании гостиницы «Москва» висит огромный плакат в честь Великого Октября. Троллейбуса всё не было, я подошёл к одному из киосков и увидел на прилавке какие-то маленькие прямоугольники с неизвестными мне рисунками. На мой вопрос киоскёрша ответила, что это календари на 1961 год, их было три разных вида. Я посчитал свои копейки и купил... На всех значилось: «3-я Ленинградская фабрика офсетной печати» (ЛФОП №3). В техникуме сдуру похвалился, и девчонки тут же их отняли». 
Маленькое отвлечение. Многие любители «пульки» вспомнят, что открывая новую колоду карт, они вытаскивали оттуда ещё один или два календарика – своеобразный бонус от полиграфистов. Неспроста календари ЛФОП №3 (позже ЛКЦП – Ленинградский комбинат цветной печати) по размерам – копия игральной карты*. А может, и «Аэрофлот» размещал там свои заказы?
Продолжим наши «раскопки». В 1968-м я купил в киоске «Союзпечати» календарик с крейсером «Аврора» (тираж 500 тыс.). И не удивился, когда через пару лет ЛКЦП повторил эту фотографию (тираж 1 млн), но вот увидев её на изделии минского полиграфкомбината имени Я. Коласа в 1973-м, немного растерялся. Белорусский календарик стоил целых три копейки (ленинградские были по 2 коп.), может, припрессовка целлофана и стоила того, но обвести даты на календарике теперь можно было с большим трудом. Тем не менее настоящих «календарных фирм» в СССР стало уже три: «Аэрофлот», ЛКЦП и комбинат им. Я. Коласа. Слово «настоящих» не случайное, ведь были ещё и невзрачные календари Госстраха РСФСР, который в лучшие свои годы издавал их до 60 миллионов штук. Тем не менее именно эти госстраховские картинки напрочь отбили у коллекционеров желание вести их каталогизацию. В том же направлении поработала и типография «Красный пролетарий», наводнившая страну 1-копеечными и совсем уж маленькими календарями.
В Уфе оборудование для цветной печати появилось только в 1973-м, примерно тогда же вышли и первые календарики с видами Уфы (памятник Салавату Юлаеву, Дом-музей В.И. Ленина), вот только печатались они совсем не у нас. В выходных данных значится РПП-3. Я, наверное, никогда бы не узнал, что это такое, если бы не вспомнил, что для печати фотографии памятника Салавату Юлаеву использован тот самый слайд Б. Зиньковского, что пошёл и для выпуска открытки. Так что РПП-3 – условное обозначение типографии РосглавПолиграфПрома, судя по всему, той самой Книжной фабрики №1 в подмосковной Электростали, что печатала и открытки для Уфимского бюро путешествий и экскурсий.
А напоследок погрузимся совсем уж в глубокое прошлое. Вот что писал журнал «Реклама» в 1991 году: «Карманные табели-календари (однолисты) привычной для нас формы, именуемые теперь запросто календарики, издавались в России в 1880-х гг. Историки рекламы отдают первенство в этом начинании московской типолитографии «И.Н. Кушнерев и Ко» (позже типография «Красный пролетарий»). В самом конце 1885 года подписчики «Живописного обиходного календаря» были обрадованы рождественским сувениром от издателей журнала – календариком. На лицевой стороне – обычное, как на почтовой карточке, изображение белой розы и мелких цветов, связанных алой лентой в букет. Табличная сторона – в псевдорусском архитектурном убранстве, рекламный текст гласит: «Бесплатное приложение к «Живописному обиходному календарю» на 1886 год». 
Впрочем, размер у того календаря был 110х70, что, конечно, великовато для визитки, хотя по нынешним временам – общее место.

* Создателем современных российских карт выступил Адольф Иосифович Шарлемань (1826 - 1901). Слово «атласные» появилось от названия сорта бумаги, которую сравнивали с блестящей и гладкой шёлковой тканью - атласом. Листы натирались тальком на специальных машинах. Атласная бумага выгодно отличалась от обычной бумаги тех лет - плохо проклеенной, шероховатой, легко размокающей. 

** Самое большое собрание календарей в России находится в Государственном архиве печати при Книжной палате. Это так называемые «контрольные экземпляры» не только книг, но и календарей. Здесь собрано около 40 тысяч названий календариков всех разновидностей.

Анатолий ЧЕЧУХА








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Газета Казанские ведомости



яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости


Facebook





Золотой гонг