ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА




     №11 (240)
     Ноябрь 2021 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала








РУБРИКА "ARTEFAKTUS"

Дети под зонтом


Этот фонтан был установлен в Ушаковском саду (позже ЦПКиО имени А. Матросова и парк имени Ленина) примерно в 1910 году и украшал его едва ли не до начала 1980-х. Почему-то считают, что назывался он «Первая любовь» и что точно такие же были во многих городах России. Некоторые из них в стране сохранились, а наш давно уже канул в вечность, оставшись тем не менее в истории Уфы и в памяти горожан. И потому стоит его вспомнить. А заодно и кое в чём разобраться. 

Сначала о названии. На дореволюционных открытках Гурзуфа аналогичный фонтан жаждущий поэзии редактор-издатель назвал «Первая любовь». Хотя, может, так его прозвали и сами горожане. Такие же точно как в Крыму, фонтаны украшали парки Челябинска, Оренбурга, Сарапула (перечисляю те, что видел лично, а не на экране компа). 20 лет назад челябинский фонтан восстановили. Судя по всему, он сейчас единственный действующий из этой серии. В России, но, как выясняется, не в Европе: в челябинском областном краеведческом музее говорят, что это было тиражное производство, а скульптура, соответственно, типовая. И утверждают, что была она привезена как раз из Европы. 
Об её происхождении сложены целые легенды. По одной из них, неподалёку от городского сада Челябы жил купец, у которого утонули дети - сын и дочь, и поэтому он таким образом решил увековечить их память. Вообще говоря, байка про купца и утонувших детей вовсе не оригинальна, она окружает подобные фонтаны и в других городах. Почему я уверен, что это, мягко говоря, выдумки, станет понятно из дальнейшего.
В Сарапуле и Крыму говорят о том
, что автором скульптуры является русский скульптор и педагог Фёдор Фёдорович Каменский (1836-1913) и что оригинал под названием «Дети под дождём» появился в 1869 году. Да и как не поверить книге В.А. Шепетова 1890 г. издания «Гурзуф на южном берегу Крыма и его лечебные средства»: «...изящна также другая группа - дети (мальчик и девочка) во время дождя, по модели академика скульптуры Каменского…».
Теперь по логике повествования должно последовать разоблачение. И придёт оно из немецкого городка Любц, в музее которого выставлена скульптура… «наших детей»! Точно такая же (абсолютная копия!), как в Челябинске, Оренбурге, Сарапуле, Самаре, Донецке и Гурзуфе. Да ещё и с зонтом! 
Как же связаны русский скульптор и маленький немецкий городок? Рассмотрим фигурки на фонтане, например, Оренбурга. Не кажется ли вам, что дети там вроде как не совсем наши, а какие-то бюргеровские что ли? Впрочем, прежде и мне, точно так же как, думаю, и вам, так не казалось: дети они и есть дети. Пока я не узнал подробностей.
В 1863-69-х и 1870-71 годах Фёдор Фёдорович Каменский жил в Италии, и поэтому поначалу я думал, что и «Детей под зонтом» в Любце тоже сделал он. Вообще-то это противоречит логике и практике появления скульптурных произведений в той или иной стране (и даже городе), но мало ли что. В Любце заявляют, что тамошние «дети под зонтом» были установлены в 1863 году (напомню, что Каменский сделал своих «Детей под дождём» в 1869-м). Неужели где-то в информативном потоке произошёл сбой со вбросом фейка?
В отличие от нас, всецело порой полагающихся на интернет, немцы народ дотошный и любят точность в деталях. Вот и здесь с этим всё в порядке: «Das Werk des Mecklenburger Bildhauers Christian Genschow… schuf es 1863 aus Zinkguss» («Работа мекленбургского скульптора Кристиана Геншоу... изготовлена из литого цинка в 1863 году»). Интересно и продолжение этой цитаты: «Любой, кто когда-либо работал с этим материалом [цинком. - А.Ч.], знает, что он не особенно стабилен, - говорит Фред-Ян Саломон, начальник строительного управления города Любца. - Он относительно легко ломается, поэтому, например, повреждения бывают от бросания камней, а восстановление очень сложно». Кроме того, как выясняется, на зиму скульптуру фонтана в Любце прежде убирали. А сейчас там стоит пластиковая копия с оригинала Геншоу.
Итак, автор «Детей под зонтом», как в Германии, так и в России, не Фёдор Каменский, а Кристиан Геншоу (1814-1891). И вряд ли кто сможет это опровергнуть. Но ведь и в перечень работ Фёдора Фёдоровича входят «Дети под дождём». Как же эта скульптура выглядела? В запасниках Русского музея хранится мраморный оригинал, но едва взглянув на него, понимаем, что к широко известному фонтану он не имеет ни малейшего отношения. И пока можно лишь уверенно говорить, что приписываемые Каменскому фонтаны - работа Геншоу. 
Оригиналы скульптуры (правда, без зонта) в Челябинске и Оренбурге помещены в музеи. У нас всё было проще и без затей: фигурки детей свалили, а затем развалившуюся скульптуру бульдозер запахал в землю. На детишках с фонтана в оренбургском музее видны щербины, из чего мы делаем ещё один важный вывод: фигурки были отлиты из бетона. 
Что касается Каменского, то в конце позапрошлого века он лепит симпатичную вещицу: отставив корзинку с грибами, босоногая девчушка отжимает промокший во время дождя (опять дождь!) подол длинного платья. Чуть позже каслинские мастера повторили «Девочку-грибовицу» в чугуне, и в 1900 году на всемирной парижской выставке Ф.Ф. Каменский был удостоен за неё серебряной медали. Но нам эта работа интересна тем, что определённо указывает на то, как Каменский изображал русскую девочку. И что-то мне подсказывает, что «Грибовица» несколько напоминает девочку с фонтана в уфимском Ушаковском парке.
«В середине просторной чаши - каменный грот зелёного цвета с тремя просветами, смонтированный из мелких фрагментов. На нём - мальчик и девочка под зонтиком, из вершины которого льётся вода», - так описывал его Борис Леонидович Попов. Но если рассматривать сохранившиеся снимки фонтана в Ушаковском парке, то сразу становится ясно, что уфимская скульптура всего лишь схожа сюжетом с теми, что в Самаре, Гурзуфе, Челябинске и др.: там зонт держит мальчик, у девочки руки опущены, на голове у неё шляпка. В нашем фонтане за зонт держатся оба, а девочка в платочке ещё и придерживает свою юбку спереди - отличия весьма существенные. Может, всё-таки Каменский? И не 1869-й, а много позже? Вот только понять бы тогда, почему дети на весьма схожем с уфимским фонтане в испанском городе Кадисе также выполнены a la russe.
И ещё. В советское время в нашем городе были установлены десятки бетонных скульптур (вождей, а также Гоголя, Чернышевского, Горького, Некрасова, пионеров, балерин, животных и проч.), но все они, кроме Горького, при отсутствии должного ухода разрушились или почти разрушились. И только «Детей под дождём» в парке и меркуровских Сталина и Ленина уничтожили целенаправленно (последнего планировали заменить мраморным - хотели как лучше…). Ильича восстановили, новую жизнь получили косули и пантера в саду Салавата. Ждём теперь «Детей под зонтом»?

Анатолий ЧЕЧУХА








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал Ufaved.info

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости