ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Будут парки и скверы



     №1 (242)
     январь 2022 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала








РУБРИКА "УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР"

Год без Рабиновича


9 января 2021 года из жизни ушел коренной уфимец, уникальный режиссер Русского академического театра драмы Михаил Рабинович. Целый  год не могли найти ему достойной замены - что о многом говорит. Такого фаната театрального дела, без малого 40 лет задававшего высокий градус и стандарт постановок на сцене обожаемого им театра, получившего при нем  статус академического, найти очень непросто. Хотя, осмелюсь признаться, что последние полтора-два года Михаил Исакович был несколько удручен всевозможными слухами, инсинуациями вокруг кресла худрука: несколько энергичных деятелей пытались примерить его на себя. Только  хватка и предприимчивость вряд ли главные качества  для Мельпомены. Сцена впускает в свои объятия лицедеев, владеющих магией,   проницательной  душой и цепким умом, - иначе перевоплощение и катарсис не случаются. Огромная силища чувств, эмоций, целый генератор энергии, подпитывающий бесконечные фантазии и самые дерзкие идеи…


И я всегда поражалась: как в этом, по-балетному  изящно сложенном человеке, вся эта мощь вмещается?! И как он сумел все богом данные таланты не растерять, а взрастить, не имея аристократических корней, да  и просто  элементарных условий, чтобы книжки по вечерам в кресле под абажуром читать, а не с фонариком под одеялом, лежа на раскладушке, едва втиснутой между шкафом и стеной. Отец погиб в августе 41-го, мать одна поднимала их с сестрой. Ида Абрамовна работала кассиром отдела мужской одежды в ЦУМе на Карла Маркса. Глядя на элегантных покупателей, она мечтала, что и ее Миша непременно станет таким же, как только окончит Уфимский авиационный институт, расположенный как раз напротив универмага, - с этим вузом мать связывала успешное будущее сына.  На техническую профессию нацеливал его и появившийся в  семье  отчим - инженер с Агрегатного завода. Хотя сам Мишутка буквально с трех лет собирал в своем дворе дома на углу Чернышевского и Аксакова ватагу ребятни и рассказывал им на ходу сочиненные байки, те, раскрыв рты, слушали, не понимая, быль это или сказка, но всегда требовали от рассказчика продолжения. «Режиссером буду!» - уверенно заявлял друзьям уже пятилетний Мишка, а те бежали домой узнать у родителей, кто такой режиссер? Взрослые только улыбались: «Интересный парень у Иды Абрамовны растет, она и сама ему книжки все время носит - видать, будет толк».
Отчим контролировал учебу сына и настаивал, чтобы тот налег на математику с физикой - на вступительных всякое может случиться, надо быть уверенным. А случилось то, что Рабинович единственный на потоке написал сочинение про Татьяну Ларину на пятерку, математику с физикой сдал хуже - прошел по баллам на вечерний. Чему даже обрадовался, устроился к отчиму на завод, в семье еще сестра и младший братишка подрастали, каждая копейка на счету, да и у самого студента карманные деньги впервые появились. 
Но самым притягательным местом в УАИ стал корпус на Пушкина, где была сцена и каждый вечер собирались ребята-музыканты институтского ВИА, там же и родился СТЭМ - студенческий театр  эстрадных миниатюр. Родился благодаря Михаилу Рабиновичу, сумевшему собрать вокруг себя талантливых и увлеченных студентов. Ректор Рыфат Мавлютов оценил творчество молодежи и поддерживал коллектив. Одобрил и нашел деньги на поездку в Болгарию - на студенческий фестиваль в Варне, откуда они вернулись триумфаторами. А потом уже вся просвещенная Уфа стремилась попасть на постановки СТЭМа, где со сцены звучала правда об уфимской жизни с легкой иронией и любовью к родному городу. Сарказм и сатира присутствовали, но в меру. Бывали спектакли и на грани фола, когда Мавлютов, вместе со всеми зрителями от души посмеявшись, после грозил ему пальчиком и предупреждал, что с огнем лучше не шутить. Рабинович соглашался.
Но мятежная его душа, видно, на подсознательном уровне все время искала бури. И она случилась достаточно неожиданно.  Главный стэмовец уже окончил институт, работал инженером, но сцена его не отпускала. И в 1971 году он едет в Москву и поступает в знаменитую «Щуку» в режиссерскую группу Александра Михайловича Поламишева. Рабиновичу несказанно повезло: его  учителем стал большой мастер, знающий дно жизни, - осужденный по навету на 25 лет, но через восемь лет реабилитированный. Женатому к тому времени Рабиновичу, у которого уже дочь подрастала, разрешили учиться заочно. В Уфе тоже появилась покровительница - Валентина Творогова, директор ДК РТИ (Дворец культуры завода резинотехнических изделий), где Рабиновичу позволялось ставить спектакли. Но на эту  премьеру (Рабинович был уверен, что она пройдет с триумфом!) ему удалось договориться о показе на сцене Русского драмтеатра. То был спектакль по пьесе чешского писателя Яна Отченашека  «Ромео, Джульетта и тьма». Фабула острая для своего времени: в годы фашистской оккупации чех Павел безумно влюбляется в еврейку Эстер и прячет ее от сыщиков в мастерской отца, о чем знают родители и соседи - не желая подвергать их опасности, девушка уходит из своего укрытия. Рыдания и аплодисменты оглушили тогда зал Русдрамы, надо ли говорить, как ликовал сам Рабинович?! Но на дворе - Пражская весна 1968 года! - этого молодой режиссер не учел.
Но буквально наутро его покровительница Валентина Творогова посоветовала Рабиновичу срочно исчезнуть из города, предупредив, что им уже интересовались люди в штатском из всем известной конторы, в любой момент за ним может подъехать воронок. И он в тот же день умчался проходящим поездом в Москву. Поламишев все  понял и довольно быстро договорился с Русским театром в Махачкале, где искали главного режиссера. Так началась «махачкалинская» ссылка. Впрочем, Рабинович и там быстро стал любимцем публики, актеров и местного бомонда - с Расулом Гамзатовым очень скоро установились доверительные дружеские отношения, стоило ему только поставить по Василию Шукшину «Энергичные люди», «До третьих петухов», «В списках не значился» Бориса Васильева. За восемь с половиной лет в Дагестане Михаил Исакович сочинил 21 спектакль, на его премьеры съезжались театральные критики не только со всего Кавказа, но и из Москвы - всегда аншлаг!
А в 1983 году в Уфе умерла мама Ида Абрамовна, которую Михаил всю жизнь боготворил. Ведь она, мечтая вырастить сына крупным ученым или инженером, первым делом отвела его в драмкружок во Дворце пионеров - чтобы на улице без дела не болтался. И на протяжении всей жизни мудрая мама была ему учителем и наставником, ему, а потом и невестке Галине, которую обучила всем секретам еврейской кухни.  Сын тяжело перенес уход матери и корил себя за то, что не вырвался к ней раньше из Махачкалы. Как бы то ни было, в Дагестан он решил не возвращаться.
Пришел к директору Русдрамы Вячеславу Стрижевскому и предложил поставить спектакль «Пять романсов в старом доме» по очень популярному в те годы драматургу Владимиру Арро. Они приятель-
ствовали давно - еще со СТЭМа, куда постоянно захаживал фотокор «Ленинца» Слава Стрижевский - он же для своих  Стриж. Остепенившийся к тому времени директор прекрасно знал, что в обкоме свободолюбивого Рабиновича не забыли, а курирующий театры Ахняф Дильмухаметов, мягко говоря, его на дух не выносил. Зато другой обкомовский начальник - третий секретарь по идеологии Тагир Ахунзянов тандем поддержал. Премьера прошла с аншлагом, и Рабиновичу позволили остаться в Уфе в Русском 
театре. Через год в 1984 году он стал главным режиссером театра, получившего уже статус академического, а в 1998 году с приходом моды на худруков и Рабинович получил этот статус.  Даже в самые «талонные» годы, когда люди не получали месяцами зарплату и каждый день ломали голову «чем накормить семью», - зрительный зал ГАТД  не пустовал, сюда как раз шли, чтобы обрести силу духа, выйти из депрессии и по-иному оценить происходящее в стране, - постановки Рабиновича замечательно справлялись с этой задачей. Чеховский «Вишневый сад», выпущенный в лихие 90-е, стал отражением происходящего вокруг, а «Эшелон» по Михаилу Рощину открывал запретную до недавнего времени правду о страданиях людей в эвакуации. «Дядя Ваня», «Матросская тишина», «Самоубийцы» - зрители приходили на эти постановки по несколько раз, сравнивая уфимские версии спектаклей с тем, что видели в Москве и Питере, - наши нередко превосходили столичные!
В 1992 году Михаил Исакович набрал свой первый курс студентов Уфимской академии искусств. Из 24 первокурсников до диплома дошла лишь половина - халтура с Рабиновичем не проходила. Со своими первыми учениками он поставил «Касатку» по Алексею Толстому. А триумфальная «Ваша сестра и пленница» после показа на Днях Башкортостана в Москве стала еще одной чарующей самого взыскательного зрителя  визиткой театра. Рабинович не был нарциссом, замыкающим весь репертуар на себя. С удовольствием предоставлял возможность проявить свои таланты приглашенным режиссерам. Приветствовал приход в труппу молодых актеров. 
Мне не раз доводилось бывать в кабинете Михаила Исаковича. И пить чай в его уютной театральной кухоньке, где он любил угощать гостей припасенными вкусностями, но сам обычно ничего не ел и не пил, а только с жаром разговаривал, наслаждаясь общением и обсуждением самых разных проблем из мира искусства и литературы. Слышала, что любящие театр состоятельные люди не раз предлагали худруку отремонтировать его кабинет: достаточно архаично смотрелась стенка, сделанная много лет назад из полированных досок, но и она ему была дорога, как и старомодные люстры, обивка стен, подставки для цветов - он никогда не стремился соответствовать модным тенденциям, к броской упаковке, его всегда волновало только качественное содержание - и эту высокую планку творчества он держал до конца. 

Галина ИШМУХАМЕТОВА








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал Ufaved.info

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости