РУБРИКА "ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ" Сапожникова в пуантах и без…
- Как вы попали в балет? - С детства любила танцевать, и брат мамы, наблюдая, как я, играя с подружками, пританцовываю, посоветовал отправить меня в хореографическое училище. Мне было уже 12 лет: для балета - переросток! Но у меня было такое огромное желание, что оно перевесило все доводы. Преподаватели сказали: «Приводите, возьмем!» Но тем же летом я сломала ногу. Думаете, меня это остановило? Как только сняли гипс, тут же отправилась на занятия, тренировалась, превозмогая боль в едва зажившей ноге. Все удивлялись моему упорству. Сейчас на профессиональной сцене уже седьмой год. - Будучи лауреатом различных конкурсов, какой из них выделили бы? - В прошлом году судьбоносным для меня стал II Международный конкурс артистов балета в Стамбуле. Были просто космические перегрузки. Все остальные конкурсы по сравнению с этим - цветочки. Танцевала вариации к балетам «Щелкунчик», «Дон Кихот», «Вальпургиева ночь», «Марионетки». В жюри входили известнейшие хореографы и танцовщики, возглавлял его Юрий Григорович. В полуфинал вышло 35 человек. Организаторы не стали разделять номинации на женский и мужской танец, а оценивали общее исполнительское мастерство. Я стала второй. Для меня этот результат - потрясающий. - Есть ли секрет совершенствования в искусстве? - Участие в конкурсах. Растущего артиста это приподнимает, стимулирует, выводит на новый уровень. На различных конкурсах я часто вижу московских, питерских танцовщиков, из Красноярска, из Донецка, уфимских - практически нет! Очень немногие наши балерины отваживаются выйти за рамки родного театра. А зря! - Что сейчас актуально в балете? - Модерн, импровизация, свобода выражения себя в танце, собственная интерпретация. Классикой сейчас никого не удивишь. Но наше искусство часто непредсказуемо, открытия происходят там, где порой и не ждешь. Однако парадоксы в искусстве обязательны! На это и идет зритель. - Только не наш. Часто наблюдаю в зрительном зале пустые кресла… - Это - наша беда. Меня удивляет, что на фестивальные спектакли просто так не попадешь, яблоку негде упасть, даже если цены зашкаливают, а начинается обычный театральный сезон - и видишь полупустой зал. Это всегда коробит нас… Поэтому ответить на вопрос,- на что идет зритель - сложно. Конечно есть таланты-уникумы: кто-то феноменально прыгает, как Осипова, кто-то берет харизмой, артистизмом… Есть балерины, у которых невероятно отточена техника. Но техника все-таки не главное, я все больше и больше в этом убеждаюсь. Должно быть что-то, какая-то изюминка, которая и покоряет зрителя. Мой педагог Галина Сабирова как-то показала мне свои видеозаписи танцев - я была восхищена их красотой. Раньше не было принято высоко прыгать, подъем ноги был не больше, чем на 45 градусов, но как все это великолепно смотрится! Вот чем надо удивлять зрителя - артистизмом, легкостью! Часто же так получается, что артисту для того, чтобы привлечь к себе внимание, нужен эпатаж, скандал. - Что назвали бы проблемой в современном искусстве танца? - Подражание. Артисты становятся похожими друг на друга, нет индивидуальности. - Развей мифы балета. Есть ли легкие спектакли? - Нет. Легких не бывает. Прихожу после репетиции и даже пошевелиться не могу от усталости! Хочется просто лежать и не двигаться, вот такой это изматывающий труд. Хотя, конечно, у всех порог усталости разный. Но, если у тебя днем репетиции, вечером представление… Нет, не зря балерины уходят на пенсию в 40 лет. - Чем питаются невесомые, как перышко, феи сцены? - Ограничивать себе в еде приходится. Не знаю никого, кто позволил бы себе есть все, что хочет. Так не бывает! На отдыхе, без постоянного тренинга могу прибавить в весе килограмм - другой. Это очень много для нашей профессии! Поэтому нужно следить за собой всегда. Хотя физические данные у всех разные. К примеру, у меня подруга вообще никогда не поправляется, и вышла на сцену через три месяца после родов, но это - редкость. В основном, сплошные ограничения… - Что отнял у вас балет? - Да практически все. Я забыла, что такое прогулка, походы в кино. Просто, как все, посидеть с подругами в кафе.. - Однако и дал много… - Открыл весь мир! - Личная жизнь - тайна? - Мой молодой человек работает в театре, так что мы вместе целый день. - Вы отдали бы своего ребенка в балет? - Если только у него будет огромное желание. Это - адский труд, здесь нужны талант и желание, силком тянуть ребенка в балет ни к чему. Некоторые родители хотят видеть своих детей артистами, но ведь это дано немногим, а заставлять ради своих амбиций - очень жестоко. С другой стороны - одно только желание «я хочу!», если оно есть у маленького человека, может сотворить чудеса. Правда, знаю многих выпускников хореографического училища, которые после его окончания ушли поступать в технические вузы, получать более земные профессии. А годы, проведенные в училище, были для них потеряны… - Что назвали бы главной проблемой театра? - Нет пропаганды нашего искусства. Нас вообще не знают. Как-то села в такси и попросила довезти до Театра оперы и балета, а в ответ слышу: «А где это?» - У вас есть поклонники? - Знаю точно, что мама, папа, друзья, близкие всегда в зрительном зале. Я чувствую их даже, если танцую в другом городе.
Беседовала Лилия ЗИМИНА |