 |
РУБРИКА "ЧЕРНЫЙ ЯЩИК"Архитектура для новой жизни
Журналисты изучают географию на практике, и скоро в городе для нас не останется неизвестных уголков. Однако поездку в этот район всегда предвкушаешь. Дома здесь не нависают многоэтажными громадами, подобно куче неоконченных дел. Просторная центральная улица и зеленые дворы, усыпанные веснушками-одуванчиками, созданы специально для неспешных прогулок и встреч
Симметричные улицы, высокие потолки и арочные окна первых этажей, запах тополей, изящные белые балкончики, лепные звезды и венки – словом, архитектурные излишества, с которыми капитализм борется еще эффективнее, чем Никита Сергеевич. Возникает подсознательное чувство: вот таким и должен быть город! Правда, сегодня штукатурка на многих домах облупилась, состояние балконов внушает опасения, и никто не запрещает владельцам магазинов раскрашивать фасады в разные цвета… Но я иду дальше, и вот - хорошая новость: несколько домов покрыты лесами! Реставрация началась. - Готовясь к саммитам, мы привели в порядок южную часть Уфы. Теперь же пришла пора взяться и за Черниковку. Здесь много жилья, которое не соответствует современным нормам. Однако возводя новые здания, мы будем считаться с существующими архитектурными доминантами, - заявил главный архитектор столицы Ильдар Ибрагимов. Осмыслению и освоению этого района посвящают свои дипломы и студенты архитектурно-строительного факультета УГНТУ. Царство идеи и расчета - После революции жизненный уклад резко изменился. Встал вопрос о том, чтобы разгрузить быт трудящихся. Появлялись поликлиники, столовые, прачечные, дома культуры, и чтобы органично включить все это в структуру города, требовалось изменить подход к проектированию городов, - рассказывает студентка выпускного курса АСФ УГНТУ Алина Нугаева. - Архитекторы вели поиск - так появляются «соцгорода», один из которых был построен как район, обслуживающий Моторный завод. Ну а классическая Черниковка возникла как результат более осознанного и правильного подхода к строительству социалистического города. Она строилась одновременно и по единому плану, разработанному ленинградскими архитекторами - поэтому и получился столь впечатляющий ансамбль. В то же время похожие районы выросли во многих промышленных городах: здания и площади, очень напоминающие черниковские, имеются в Новокузнецке (в то время у него было другое название - Сталинск), Нижнем Новгороде, Челябинске, Екатеринбурге, Перми, Волгограде, дома, которые можно принять за восьмиэтажки - в Магнитогорске. В рамках дипломных и курсовых работ мы обследовали район и сделали попытку определить границы территорий с ценной застройкой, понять, где допустимо возводить новые здания, и сформулировать требования, которым они должны соответствовать, чтобы подчеркнуть красоту исторических зданий, а не уничтожить ее. Сталинские дома - это здания классических пропорций. У них есть четкое членение: более высокая и массивная нижняя часть (общественный этаж), средняя и легкое завершение - верхний этаж имеет выдвинутый карниз, аттик (декоративный парапет) или хотя бы окна другой формы. Ну а у хрущевок, как вы знаете, все этажи и окна одинаковые. Хотя встречаются и переходные формы: например, хрущевки, украшенные фризом. Сегодня ясно, что малоценная застройка - в первую очередь двухэтажные бараки - скоро будут снесены, но доставшийся нам в наследство архитектурный ансамбль мы должны сохранить, включая не только здания, но и планировку, и скульптуры, и озеленение. Мы не можем просто хаотично строить рядом со всем этим многоэтажки. Пока что ясно одно: чем ближе к историческому ядру, тем строже должны быть требования к новым зданиям по этажности, стилю, планировке. Прорыв к традициям В конце концов возникает вопрос: а почему сегодня невозможно строить такие же красивые здания? Почему современные строители считают: все, что нужно глазу для праздника - блестящее стекло и яркие цвета? Классика же не устаревает? Хорошая новость: дом, являющий собой современное продолжение классических традиций, уже получил положительное заключение экспертизы и обозначен на карте Уфы как «строящийся объект». - Аллея Героев, ведущая от Дворца Орджоникидзе к парку Победы, застроена хрущевками, которые никакого интересного контекста не формируют. Однако неподалеку находится Нефтяной университет, ближе - гимназия №83. Поэтому мы с застройщиком - СУ-10 - и главным архитектором города решили связать наш дом с этими объектами, поднять архитектурный уровень данной части Первомайской, - рассказывает главный архитектор мастерской «Проект-М» Павел Мазин. - В микрорайоне в советское время было построено шесть детских садов, сейчас функционируют четыре, а на месте еще одного, которое долго занимала компания сотовой связи, мы и собираемся строить. Здание с современной инженерной «начинкой» лишено тяжеловатой сталинской монументальности. Шестиэтажный объем разделен на темный цоколь, желтую середину, белые балконы и верхний аттиковый этаж - архитектор Вадим Габидуллин, отвечавший за фасад, окрасил дом в типичные черниковские цвета. Стройный облик ему придают вертикальные пилястры на всю высоту, вытянутые вверх пропорции оконных проемов, а ризалиты (части, выступающие за основную линию фасада), симметрично расположенные по сторонам и дополнительно акцентированные вертикальными белыми объемами-башнями лестничных клеток, добавляют разнообразия. Фасады украшены декоративными элементами в классическом стиле из архитектурного бетона, в том числе розетками с советской символикой, посвященной победе в Великой Отечественной войне. - Очень хочется, чтобы проект осуществился именно в таком виде. - За тем, чтобы строящееся здание соответствовало проекту, следит Архстройнадзор. И авторитет архитектора тоже имеет значение. - Этот дом шестиэтажный. А можно ли построить высотное здание, отвечающее канонам классической архитектуры? - Самые известные примеры - корпус МГУ и другие «сталинские высотки». Но они же убеждают нас, что такое здание подразумевает организацию большого пространства перед ним: площади, сквера, проспекта. Строить подобный дом в обыкновенном дворе странновато. Вообще я не считаю, что застройка в центре города может быть только классической или стилизованной под классику: каждый случай индивидуален. Проектируя 20-этажный дом на Гоголя, 78 - рядом с Казармами внутренней стражи, построенными в 1839 году, и Домом профсоюзов - мы предприняли попытку стилизации. Гостиница «Холидей Инн» на Верхнеторговой площади - тоже пример переклички с историческим контекстом, а здание бизнес-центра за ней решено в современном минималистичном стиле. На ближних подступах оно воспринимается фрагментами между другими домами, а издалека - работает на силуэт города, придает месту столичную высотность. Так что единого рецепта нет. Действительно, современное здание, со знанием дела вписанное в исторический контекст, способно освежить его, создать пикантный контраст. Но хорошо, что есть архитекторы, способные интересно строить в разных стилях. А ты как думаешь, читатель, какие районы будут считаться элитными через много-много лет? Насквозь современные или те, где все-таки есть на что посмотреть?
Екатерина КЛИМОВИЧ |
|
 |