РУБРИКА "К барьеру!"До чего дошел прогресс, или Вперед, «электроники»!
Сейчас уже само словосочетание «электронное образование» становится таким же семантически расплывшимся мемом, как «современное искусство», «высокая мода», «эффективный менеджмент» или «оптимизация процесса». Все они на слуху, но мало кто может четко сформулировать, что за ними стоит. Сегодня наши эксперты помогут разобраться, чем принципиально отличается электронное образование от классического.
За
Александр Биккулов, начальник отдела по вопросам электронного образования Госкомитета РБ по информатизации и вопросам функционирования системы «Открытая Республика»: - С учетом того, что наши дети используют электронные гаджеты и технологии как повседневный привычный инструмент, на мой взгляд, образовательный процесс тоже должен сделать их своим привычным средством - так же, как современные музеи освоили интерактивные и виртуальные технологии, а традиционные библиотеки стали предоставлять доступ к электронным версиям изданий. Все процессы и стороны нашей жизни активно переходят в цифровую форму, и образование не может быть исключением. Проблема в том, что часто технологии применяют неумело, в то время как их использование должно быть встроено в общую логику процесса. Безусловно, такие высокотехнологичные помощники влияют на качество мышления у школьников и студентов, но в оценке этого влияния существуют разные мнения. Одни считают, что оно становится более отрывочным, клиповым, менее системным, не дает им сосредоточиться, что не так хорошо. Другие же не считают это недостатком, а рассматривают как современный навык приспособления к жизни в мире, где знания обновляются так быстро, что учебник устаревает уже к моменту опубликования. Для того чтобы идти в ногу со временем, сегодня, скорее, нужно иметь навыки поиска и получения информации, быстрого освоения нового, а не запоминания, как это было в традиционной школе. И роль педагога теперь заключается в методической помощи в формировании, способности ориентироваться в огромном объеме постоянно обновляющейся информации, в передаче ценностей, что в то же время не отменяет необходимости получения системного базиса по основным предметам в качестве фундамента.
Против
Марина Вайндорф-Сысоева, профессор МПГУ, эксперт Международного союза электросвязи ООН: - В Силиконовой долине отказываются сейчас обучать детей с помощью гаджетов. Однако важно – научить пользоваться во благо. Например, когда я веду занятия, так их организую, что мои студенты используют гаджеты только в рамках учебного процесса. Такая организация сложна для преподавателя, но другого выхода нет. Сегодня, когда ты приходишь в аудиторию, должен знать цель и результат, совместить их с интересами тех, кого учишь, и выбрать внутренности процесса – как именно ты передашь информацию. Это - искусство, и ему нужно учиться. Ключевое понимание в том, что если у тебя на занятии кто-то не включен в процесс, это не его проблема, а твоя. К наиболее важным рискам электронного обучения можно отнести несколько факторов. В обилии информации зачастую трудно сориентироваться в том, что именно нужно, вычленить наиболее существенное в информационном потоке. Необходимо правильно подобрать под цели и задачи конкретной аудитории инструменты, с помощью которых наиболее правильно и интересно будет донесена та или иная информация. Кому-то интересно прочитать книгу, кто-то с удовольствием поучаствует в вебинаре, кому-то достаточно посмотреть видео. Электронное обучение предусматривает в своей концепции максимальную открытость и доступ к большому числу образовательных ресурсов, поэтому вузы вынуждены вступать в конкурентную борьбу за преуспевающих студентов. Однако такая ситуация является и мотиватором к повышению качества обучения, созданию уникального виртуального пространства, в котором обучающемуся будет комфортно и интересно. Кроме того, сами технологии меняются сейчас настолько быстро, что специалисты не успевают их изучить. Поэтому я, например, тестирую те или иные методы дистанционного или электронного обучения, опираясь на показатели загруженности студентов и их успеваемости.
Эдуард АХСАНОВ |