РУБРИКА "КАБИНЕТ"Шедевры из земли, воды и воздуха
Кружится глина на гончарном круге, постепенно приобретая форму кувшина. Невозможно оторвать взгляд от этого завораживающего действия, когда красно-коричневая масса превращается в настоящее произведение искусства. Как тысячи лет тому назад священнодействовали архаичные ремесленники, так и сейчас работает известный скульптор-керамист Михаил Таран.
- Главное, когда занимаешься гончарным делом, - пальцы, освобожденное сознание, - рассказывает Михаил Федорович. - Глина сама все понимает и чувствует. В его мастерской, расположенной на мансарде многоэтажного дома, самые разные предметы: кисти, стеки, краски, готовые изделия и мешки глины. Материал он запасает тоннами. Белая, которая глубоко залегает в земле, привозится грузовиками из Кудеевки. Из такого качественного сырья можно даже изготавливать фаянс и фарфор. Красный цвет образуется из-за разложения травы, древесины, и такую глину художник добывает обычно сам, даже откапывая на бывших строительных площадках, как котлован Ледового дворца «Уфа-Арена». - В продаже есть и голубая, которую используют даже для лечения. Знакомая пропила курс и утверждает, что пропала опухоль – может, сработал эффект самовнушения, - шутит мастер. - В зависимости от добавки глина приобретает тот или иной цвет. Начиная с древних китайцев, эти ингредиенты хранятся у керамистов в строжайшем секрете. Сейчас общеизвестно: из той же глины можно сделать глазурь – что-то среднее между стеклом и фарфором. А японцы даже делают из глины детали для машин. Кстати, раньше в Уфе выпускали неплохую фарфоровую посуду, затем завод пытались возродить на месте, где сейчас находится рынок «Радуга», но не нашли в условиях жесткой конкуренции спроса.
Огонь, вода и медные... руки Процессы обработки сырья трудно перечислить: сначала его процеживают через сито, чтобы избавиться от песка. Затем добавляют ингредиенты, воду, и на арену выходит ловкость пальцев и творческое воображение. - Вот наша ваза готова, сейчас она должна подсохнуть. Следующий этап – печь, причем многочасовой обжиг – тоже процесс творческий. В зависимости от температуры, времени проведения в печи и количества термического воздействия изделие приобретает тот или иной цвет, фактуру, - мастер бережно снимает с круга только что сделанную вазу, напоминающую кринку. После обжига сосуд покрывают глазурью, чтобы он не протекал. При этом покрывной материал выполняет роль красок, которые также меняют свою палитру от воздействия огня. - Если изделие обжечь и быстро вытащить из печи, образуются мелкие трещины, так называемый цек. Они создают особую благородную фактуру, но для их сохранения их надо закрепить глазурью и опять обжечь, - говорит Михаил Федорович. В мастерской мы также знакомимся с ангобом, специальной подглазурной краской, которая опять же состоит из глины и цветных пигментов. С помощью нее делают фляндровку – различные приемы декоративной отделки: красивые подтеки или проведенные иголкой цветы и солнышки. Правда, разрисовать надо за очень короткий отрезок времени, пока ангоб не загустел. Печь – еще одна кормилица и священная корова. Стоит она порядка 100 тысяч, да к тому же много «ест» электричества. Но Таран до сих пор даже смотрит на нее с лаской, ведь когда-то сам и выложил ее, соединив кирпичи и электроспирали. Для ее установки понадобились разрешительные документы и особая комната с вытяжкой в мастерской. Есть и малая печь, привезенная из Москвы, напоминающая собой буржуйку.
Единство формы и материи Любимая тема Михаила Тарана – вазы. Кто думает, что в природе нет проще вещи, тот глубоко ошибается. По эзотерическим понятиям, ваза олицетворяет собой космические воды, прародительницу - мать, женское начало. Философское значение сосуда - форма, которую принимает материя, поэтому она может быть разной конфигурации. - Самая любимая амфора, которую я изготовил еще в советской Прибалтике, - Михаил Федорович показывает кувшин, словно изъеденный жуками-точильщиками. – Технология изготовления достаточно сложная: мне пришлось сначала сделать для нее слепок, потом на него наложить глиняные «нити». Напоминая собой остов старого дерева, она олицетворяет страну, состоявшую из множества народностей. Вместе с ним в мастерской творит его жена – Ирина Викторовна, с которой они уже вместе 45 лет. По признанию мужа, они часто над одним произведением работают вдвоем. Но споры все-таки бывают, ведь у каждого художника – свое видение мира. Гончарное дело — такое же древнее, как и само человечество. Изучение мирового искусства непременно начинается с керамики, которая может сохраняться в земле не одну тысячу лет. Недаром в археологических экспедициях наиболее красноречивыми артефактами считаются глиняные черепки. По этим невзрачным осколкам прошлого можно изучать историю целых народов и цивилизаций. Сам мастер издревле был под покровительством высших сил: в далекие времена могущественные боги спустились на землю и научили первых людей гончарному ремеслу. И самого человека Всевышний создал из куска глины и вдохнул в него священную жизнь. Особым мистическим ритуалом считалась на великие праздники лепка фигурок богинь и богов, а также животных. Их украшали, им преподносили дары и всячески оберегали. Волшебство профессии заключалось в использовании всех элементов природы: глины как элемента Земли, смачиваемой ее Воды, использования Воздуха для просушки и силы Огня при обжиге. Не зря гончары являлись людьми уважаемыми, с ними старались не ссориться, дабы не навлечь на дом свой гнев богов. И пока кружится гончарный круг, всходит и заходит Солнце, вертится Земля.
Зиля БАДРИЕВА |