РУБРИКА "ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО"Стратегические объекты
На сегодняшний день в зоне активного пригородного развития Уфы проживают порядка 230 тысяч человек. Около 170 тысяч жителей Демы, Затона, Забелья, Зауфимья, Шакши живут за пределами Уфимского полуострова и ежедневно приезжают на его территорию на работу или учебу. При столь масштабной маятниковой миграции повышенную нагрузку испытывают практически все мосты, многие из которых в часы пик работают на пределе своей пропускной способности. С учетом постоянного роста автомобильного трафика жизненно важным вопросом становится строительство новых мостовых переходов.
Наиболее проблемный участок - выезд из Уфы в сторону аэропорта, где нужен еще один - третий по счету мост. Нагрузка на два существующих мостовых перехода постройки 1956 и 1992 годов сравнима с движением по МКАД. В сутки по ним проезжает более 120 тысяч автомобилей, предельный коэффициент превышен на 30%. И ситуация будет только усугубляться. К 2032 году транспортный поток на выезде у Монумента Дружбы, по прогнозам, превысит 250 тысяч автомобилей в сутки. Решением проблемы должно стать строительство третьего моста в виде вставки между двумя существующими. Общая стоимость работ оценивается в 3,5 млрд рублей. - Строительство нового моста планируется завершить в 2021 году, и оно начнется сразу после того, как администрация Уфы проведет необходимые конкурсные процедуры, - рассказал председатель Госкомитета РБ по транспорту и дорожному хозяйству Тимур Мухаметьянов. 2,5 миллиарда рублей на строительство нового моста выделит Федеральное дорожное агентство. Договоренность об этом была достигнута во время встречи врио главы Башкортостана Радия Хабирова с руководителем Росавтодора Андреем Костюком на полях международного транспортного форума. В соответствии с проектной документацией новый мост разместится между двумя существующими, а его ширина обеспечит три полосы для движения. После ввода в строй он будет работать только на выезд из города, как и мост 1956 года постройки. Самый же крупный пятиполосный мост будет ориентирован только на въезд. После строительства нового старый мост, по которому сейчас ездит только легковой транспорт, можно поставить на реконструкцию и расширить с двух до трех полос. В результате на трех мостовых переходах можно получить в общей сложности до 11 полос для движения.
Подземный долгострой Самым затратным и технически сложным может стать строительство 2,5-километрового моста в районе Дудкинской переправы, который является частью так называемого Восточного выезда, включающего в себя также 1,2-километровый тоннель под парком Лесоводов, 14-километровую дорогу до федеральной трассы М-5 и несколько развязок. Основной сложностью проекта является высокий береговой склон реки Уфы с перепадом высот больше ста метров. Для ее устранения планировщики решили пробить тоннель, начинающийся от проспекта Салавата Юлаева и заканчивающийся примерно в середине берегового склона в районе «Олимпик-парка». Работы по прокладке тоннеля шли с 1994 по 2004 год и были приостановлены из-за дефицита финансирования. Тогда же началось строительство моста у Каменной переправы, который, по сути, решил проблему альтернативного доступа в Зауфимье и на трассу М-5. Тем не менее власти республики и Уфы с момента приостановки работ по прокладке тоннеля вели поиск инвестора для Восточного выезда, готового взять на себя завершение проекта оценочной стоимостью порядка 34 миллиардов рублей. Проект планируется реализовать в форме концессии. В 2017 году на Петербургском международном экономическом форуме Республика Башкортостан и ООО «Башкирская концессионная компания» - дочерняя компания ВТБ - подписали концессионное соглашение, предусматривающее завершение строительства тоннеля, строительство моста и автодороги, создание системы взимания платы и управления дорожным движением, а также механизированной базы для содержания и эксплуатации магистрали. Общий объем инвестиций оценивается в 34 миллиарда рублей, срок строительства - в 4 года. Срок действия концессионного соглашения должен составить 25 лет. В ноябре 2018 года проект Восточного выезда получил положительное заключение Главгосэкспертизы России. В настоящее время прорабатывается вопрос финансирования данного объекта из федерального бюджета на 2019 год. - Мы понимаем, что Минтранс России уже в этом году имеет возможность выделить нам на строительство Восточного выезда межбюджетный трансферт в объеме 1,5 миллиарда рублей, - пояснил Тимур Мухаметьянов. - При этом предполагается, что общий объем федерального финансирования объекта составит около 20 миллиардов рублей.
Ставка на инвестора Еще один мостовой переход через руку Белую планируется построить на въезде в Черниковку в створе улицы Интернациональной. В 2016 году проект планировки и межевания территории под данный объект прошел публичные слушания. Согласно документации, мост будет иметь 4 полосы для движения и длину 1322 метра.Проект планируется реализовать в несколько этапов. Первая очередь включает в себя строительство собственно моста и путей, обеспечивающих выезд на улицы Интернациональную и Комарова, а на левом берегу Белой - автодороги, связывающей поселки 8 Марта и Алексеевка. Стоимость этих работ в 2015 году оценивалась в 8,5 миллиарда рублей. Вторая очередь проекта стоимостью около 3 миллиардов рублей предполагает строительство под улицей Комарова 390-метрового тоннеля, который обеспечит беспрепятственный выезд на мост со стороны Интернациональной. Общие сроки реализации двух этапов строительства оцениваются в четыре года. По данным Главархитектуры Уфы, дальнейшим развитием проекта может стать продолжение автодороги от моста до федеральной трассы М-7. Кроме того, на улице Интернациональной планируется создание новых развязок и путепроводов, превращающих ее в магистраль непрерывного движения с выходом на Шакшинский путепровод. Если эти планы удастся претворить в жизнь, в Уфе будет создан транспортный коридор, связывающий федеральные трассы М-5 и М-7. Мост в створе улицы Интернациональной, а также мостовые переходы, связывающие Дему с Нижегородкой и трассу Уфа-Аэропорт с Кузнецовским затоном, могут быть построены с участием китайских инвесторов. - Мы подготовим проект совместного меморандума о намерениях, в котором отобразим финансовые составляющие и технические характеристики строительства этих мостов, - заявил Тимур Мухаметьянов.
Алексей ФАТЫХОВ |