РУБРИКА "СОБЫТИЕ МЕСЯЦА"Стремимся в Топ-10
Стоит ли сетовать на то, что лучшие выпускники школ Башкирии выбирают столичные вузы, как стимулировать учителей за подготовку стобалльников, какие нововведения ожидаются с 1 сентября – эти и другие темы обсуждали на Республиканском августовском совещании, прошедшем в Конгресс-холле «Торатау».
В этом году педагогический форум прошел под знаком национальных проектов. В пленарном заседании принял участие врио главы региона Радий Хабиров: - Нацпроекты, учрежденные президентом страны Владимиром Путиным, дают уникальный шанс развиваться. Благодаря их реализации в Башкортостане в этом году мы планируем открыть 21 школу и 21 детский сад. В своем выступлении руководитель республики затронул проблему «утечки мозгов» - когда лучшие выпускники уезжают в Москву и Петербург: - Пусть они сами выбирают свой путь. Дело в другом: что сделать, чтобы они вернулись домой! Вопрос персонально ко мне, к управленческой команде – чем мы и занимаемся. Это будет не быстро, хотя талантливые ребята, аспиранты, выпускники уже возвращаются в родную республику. В регионе количество стобалльников увеличилось в два раза, этот факт не стался не замеченным Радием Фаритовичем, он предложил премировать преподавателей учеников, добившихся столь блестящих результатов, в рамках грантов или бюджетного финансирования. Также напомнил о переходе с 1 сентября всех школ на пятидневную учебную неделю и единое меню для школьных столовых. Что даст возможность выполнять все рекомендации диетологов, все требования по нормативам и, соответственно, обеспечить детей нормальным питанием. В работе пленарного заседания приняла участие заместитель министра просвещения России Ирина Потехина. Она рассказала о нацпроектах «Образование» и «Демография». В этом году на их реализацию из федерального бюджета в республику поступят более 600 млн рублей, а до 2021 года - свыше 5 млрд. Средства направляются на строительство новых школ и детских садов. Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова сообщила, как привлекаются в регион ресурсы из федерального бюджета на нужды гуманитарной сферы: – Если в прежние годы нам удалось привлечь около 1,3 млрд рублей, то в 2019 году сумма уже превысила 4 млрд. – В республике начата работа над составлением рейтинга школ, – заявил и.о. министра образования РБ Айбулат Хажин. – Так, 20 лучших из них по работе с одаренными детьми получат гранты по 1 млн рублей. Предусмотрены они и для учителей. Пленарному заседанию предшествовала серия сессий по актуальным вопросам образования с участием свыше 500 руководителей органов управления, образовательных организаций различных уровней, ведущих экспертов, педагогов и методистов. На дискуссионной площадке «Реализация Указа президента РФ от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года» выступила заместитель главы администрации Уфы Алина Сулейманова и поделилась с коллегами опытом Уфы. В частности, обратив внимание на доступность дошкольного образования, наличие частных детских садов, групп семейного и кратковременного пребывания. В мегаполисах существует проблема мощностей образовательных учреждений. Программа модернизации предполагает увеличение земельных площадей, но ввиду плотности застройки это не представляется возможным. Поэтому дополнительные метры появляются за счет ремонта подвалов, чердаков, складских помещений. В качестве положительного примера Алина Наилевна привела гимназию № 105, где с 1 сентября будет учиться на 250 ребят больше. Целая параллель добавится за счет увеличения проектной мощности – 8 помещений, оборудованных под классы. На подобные реконструкции из городского бюджета в первом полугодии выделено более 63 миллионов рублей. Но все-таки приоритетным является строительство школ и детских садов. В этой связи заместитель главы администрации обратила внимание на изменение с 2016 года нормативов градостроительства и проектирования. Так, по новым правилам площадь территории общеобразовательных школ увеличена на 40 процентов, детских садов – на 15. Поэтому встает задача реконструкции существующих зданий. Августовское совещание не только высветило проблемы отрасли, но и показало, в каком направлении должна двигаться система образования республики, чтобы войти в топ-10 лучших по стране.
В рамках педагогического форума руководитель республики Радий Хабиров вручил лучшим учителям Башкортостана сертификаты о присуждении премии за большие достижения в профессии. В их числе - педагоги уфимских школ, которые поделились своими мыслями о том, какой должна быть современная школа.
Победитель конкурса «Учитель года Башкортостана – 2019», заместитель директора по учебно-воспитательной работе гимназии №47 Ирина Хисматуллина начинала свой путь в педагогику с работы вожатой и знает, как направить энергию ребят в общественно полезное русло. - Современная школа прежде всего характеризуется новыми отношениями между учителем и учеником, инновационными подходами к процессу обучения. На помощь должны прийти нейролингвистика, теория поколений. В условиях огромного информационного потока нам приходится готовить учеников к жизни в быстро меняющемся мире. А значит, сам учитель должен справляться с решением нескольких задач одновременно. Он не просто дает знания, но и становится психологом, менеджером, тьютером, экскурсоводом.
Победитель конкурса «Молодой учитель года 2019» Ангелина Тимирова всего два года работает учителем ИЗО в лицее №160, но уже снискала уважение коллег и авторитет среди учеников.
- Мне повезло работать в школе, оснащенной по последнему слову техники. Современные технологии помогают одновременно облегчить труд учителя и сделать более увлекательным процесс познания для ребят. Мне нравится работать, особенно с подростками, они заставляют все время быть в тонусе, придумывать какие-то интересные вещи, находить новые формы подачи информации. В моем аккаунте в Инстаграме дети могут увидеть не только фотографии и видео, но и познакомиться с терминами из искусствоведческого словаря, с мастер-классами. Встретить учителя в данной соцсети – большая редкость. А ведь здесь на собственном примере можно, например, пропагандировать семейные ценности, здоровый образ жизни. Также можно путешествовать по музеям мира, расширяя кругозор детей. Учитель должен быть в тренде, что, несомненно, вызовет уважение у воспитанников, а личный аккаунт может стать одним из способов их воспитания.
Лауреат конкурса «Учитель года Башкортостана-2019» Гульнара Файрушина преподает историю и обществоведение в школе №74: - Современное образование предусматривает внеурочную деятельность для того, чтобы ребенок мог выбрать для себя то, что ему интересно, и развиваться уже непосредственно в этом направлении. Существует много способов разнообразить учебную деятельность: музейные уроки, кванториумы, научные лаборатории, дискуссионные клубы - все они направлены на то, чтобы сделать процесс обучения практикоориентированным. Звание образованного человек заслуживает в том случае, если он не только владеет каким-то объемом информации, но и умеет ею оперировать и подвергать анализу. Образованность сегодня не сводится только лишь к знаниям законов физики, химических свойств или исторических дат. Она предполагает, что результатом учебного процесса станут навыки работы с информацией, умение определять цели обучения. Главным становится достижение личностных результатов, благодаря которым у ученика формируются мировоззрение, здоровый образ жизни.
Светлана ЯНОВА. |