ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Драйвер для бизнеса
На V форум малого и среднего бизнеса регионов стран-участниц ШОС и БРИКС съехал...

Врачи - в дефиците
В БГМУ глава республики Радий Хабиров провел выездной «Здравчас», основным воп...

Инвестору в помощь
В Конгресс-холле «Торатау» состоялась выездная стратегическая сессия Федерал...

Смотри в оба
В  историческом центре Уфы и микрорайоне Инорс появятся видео-камеры с распо...

Науку - в жизнь
В  Уфе построят научно-образовательный центр и межвузовский студенческий ка...

Мастерские и Зал торжеств
В Уфе появится Центр современного искусства.
1,4 га земли за зданием музея ...

Новое слово о Мустае
12  октября в Москве состоится премьера документального фильма о Мустае Кари...

Передавая боевой дух
В  Санкт-Петербурге над памятником легендарному комдиву Минигали Шаймурато...

Праздник дружбы и фольклора
В Москве прошел федеральный оргкомитет Фольклориады-2020, которая пройдет с 18 ию...

Там чудеса, там леший бродит…
Театр кукол открыл свой сезон премьерой спектакля «Сказка о царе Салтане».


Мастер-класс от мастеров



     №10 (215)
     Октябрь 2019 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ"

Сюрреализм как часть городского пространства


Словно ребенок-великан поиграл всласть и ушел, разбросав кубики и разноцветные пазлы арт-объектов и напольных покрытий - квартал, расположенный между улицами Ленина, Мустая Карима, Чернышевского и Коммунистической, напоминает с высоты яркую игрушку со множеством вкраплений – раскрашенных домов, амфитеатра, волейбольной площадки, выставочного зала. А ведь он возник относительно недавно, всего два года назад, и представлял собой унылые дворики, перемежающиеся с разрушающимися памятниками архитектуры. Когда инвестор (кстати, не рекомендующий публиковать его имя) купил территорию бывшей обувной фабрики, у него возник вопрос: что с ней делать?

- Около десяти лет приобретались помещения около нее, и одна из идей была построить жилье и большой торговый центр, - рассказывает директор центра Арт-Квадрат Рим Бикмаев. – Мы изучили мировой опыт, в том числе московский и питерский по созданию точек притяжения, и решили сделать такую площадку, которой еще не было в Уфе. Приезжая в другую страну, восхищаешься ее архитектурой, постройками, пространствами и думаешь: а почему такого нет у нас? Считаю, что Уфа созрела, так мы понимаем запрос людей.

«Ржавое» искусство

Сейчас основное внимание уделяется реставрации чайной фабрики «Вогау и Ко». По адресу Чернышевского, 88 (ранее улица Уфимская, 74) в конце XIX века располагалась одна из крупнейших российских чаерассыпочных фабрик выходцев из Германии – трехэтажное каменное здание. На Верхнеторговой площади, ныне Гостином дворе, также располагался двухэтажный корпус. К началу Первой мировой войны учрежденное братьями Вогау акционерное общество «Караван» являлось огромной торговой компанией, с московской конторой и 15 складами чая по всей территории Российской империи, примерно 800 работников обслуживали три чаеразвесочных предприятия в Москве, Уфе и Одессе. Судя по таможенной статистике кануна мировой войны, «Вогау и Ко» импортировали в Россию продукции на сумму около 90 млн рублей, что составляло примерно 1/3 всего российского чайного импорта.

В 20-х годах прошлого века здесь расположилась типография, затем ее сменил известный уфимцам магазин бытовой техники «Техно».

- Планируем ко Дню республики открыть торговый центр, очень необычный, - создал интригу Рим Рифгатович. – В презентации примут участие ансамбль им. Файзи Гаскарова, кавер-группы и, конечно, театры.

Само здание практически не сохранило первоначальный вид, но дизайнеры постарались оставить проемы окон, обыграв рамами и витражами их закругленность.

Опознавательным фирменным стилем стали ажурные панели на фасаде, по виду очень старые и ржавые. Оказалось, что материал декора – весьма модную кортеновскую сталь - привезли специально из Швеции. Она сразу покрывается патиной и сохраняется в виде ржавчины долгое время.

Мечеть как арт-объект

Историческим событием в жизни города стало поднятие куполов на минареты Хакимовской мечети. Сейчас 18-метровые башенки из красного кирпича практически один в один повторяют облик столетнего здания, которое продолжают реконструировать.

Возникновение четвертой мечети в Уфе на Бекетовской улице (ныне Мустая Карима) было обязано, прежде всего, активности купца Абдулатифа Хакимова. Строительство велось быстро, уже в 1907 году здание было практически готово. В Уфе в тот период это была единственная «именная» мечеть и, выстроенная почти в центре города, сразу же стала архитектурной достопримечательностью. Здание каменное, с двумя минаретами, поставленными близко друг к другу и связанными общим

двухэтажным основанием. Вскоре после строительства мечети на ее территории силами мецената возводится и двухэтажное кирпичное медресе на 300 учащихся.

После революции сначала здесь разместили курсы тысячников Башнаркомата труда, а в 1948 году распоряжением Совета министров РСФСР - объединение «Башкирэнерго». На свободной от застройки части участка была сооружена трансформаторная подстанция. Здание передано общине верующих лишь в начале 1990-х. На сегодняшний день при активной поддержке ЦДУМ и Российского исламского университета здание восстанавливается, на территории планируется постройка жилого дома, в котором будут проживать сотрудники мечети и располагаться медресе, халяль-кафе и библиотека.

- Мы второй год занимаемся реставрацией дома Хакимовых, где есть придомовая мечеть. По мере изучения истории заинтересовались памятником архитектуры на соседней улице и решили заняться медресе и мечетью, - рассказал Рим Бикмаев. - Архитекторы постарались воссоздать прежний облик по фотографиям, поэтому использовали аутентичный кирпич, лишь кое-где дополнили современным.

Сейчас инвестор ищет дизайнера для интерьера. В свою очередь администрация Ленинского района пообещала помочь разбить сквер и благоустроить прилегающую территорию. По замыслу «артквадистов», сюда должны приезжать не только верующие, но и туристы.

Кроме дома Хакимовых инвестор Арт-Квадрата привел в порядок и Дом Каламановых по улице Мустая Карима, 8. Хотя он и не является собственником здания, но посчитал нужным не оставлять его в заброшенном виде.

Улица в стиле лофта

Появление Арт-Квадрата в городском пространстве знаменовало в архитектуре столицы республики новый этап – реконструкцию заброшенных зон в творческие кластеры. Отреставрированные памятники архитектуры и старая заводская постройка бывшей обувной фабрики получили новую жизнь и стали важной частью современного культурного ландшафта.

Центром притяжения стал открытый амфитеатр на 250 мест, а также концертная площадка.

- У нас это первый проект по организации городской среды по типу лофта, - говорят архитекторы рабочей группы. – Он стал ревитализацией старинного квартала в центре столицы.

Уникальность и сложность арт-пространства в том, что там сохранилась целостная историческая застройка из шести зданий XIX века, часть из которых является объектами культурного наследия. Особое место занимает здание бывшей обувной фабрики, образованной еще в 1929 году и получившей название «Башвест» в 1992-м. Именно его преобразовали в здание в стиле лофт.

Улица Мустая Карима первоначально носила название Бекетовская, в честь помещицы и заводчицы Ирины Бекетовой. Она построила на свои средства после большого пожара целую слободу для погорельцев. Застроила ее деревянными и каменными особняками, небольшими магазинчиками и лабазами. Там выделялись доходный дом Сахарова, усадьба купцов Поповых, здание Четвертой соборной мечети «Хакимия», манеж Назирова, клуб общества взаимного вспоможения частному служебному труду, дом Емельянова. В советское время Бекетовскую переименовали в Социалистическую, а в 2006 году, когда улица застраивается многоэтажными зданиями, назвали в честь народного поэта, Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской и Государственной премий Мустая Карима.

Пешком до контейнерного городка

- Уфа – уникальный город среди мегаполисов и исторических городов России: в нем нет пешеходных улиц либо зон. Есть их клочки – пользующиеся огромным успехом у горожан: территория у памятника Салавату Юлаеву и Театральный сквер, - говорит заслуженный архитектор РБ Дмитрий Винкельман. - Нашей мастерской посчастливилось приступить к реализации идеи пешеходной улицы в разработке креативного пространства Арт-Квадрата. В нем реализуется давняя идея проницаемости внутриквартальных площадок и превращения их в общедоступную территорию исторического центра, насыщенную объектами культуры, торговли, обслуживания; создающую ту среду, которая позволяет развиваться тем формам активности жизни горожан, которые и делают город – Городом.

Рабочая группа дала предложение городским властям сделать пешеходным отрезок улицы Мустая Карима, выходящий на Революционную, подтвердив свою готовность ее реставрировать. На первом этапе предполагается сделать ее пешеходной по выходным, при этом здесь будут проходить интересные мероприятия и акции. В дальнейшем по маршруту появятся локальные арт-площадки. Одна из них, молодежная, - просто архитектурная бомба для Уфы! Городок с контейнерными домиками, которые пока есть только в Санкт-Петербурге, появятся они и в исторической части Уфы. Дизайн из грузовых ящиков уже нашел место возле амфитеатра в виде башенок и переходов.

Преимущества контейнеров как жилого пространства обнаружили в середине ХХ века. Тогда металлические средства транспортировки служили временными убежищами в период военных действий. Со временем массивные коробы многие архитекторы задействовали в своих неординарных проектах в качестве жилья, кампусов, автосалонов, библиотек и даже мостов. Пока же архитекторы АК работают над несколькими вариантами проекта, также решается вопрос с градостроительными и пожарными нормами.

- Скверы будут сопровождать почти каждый новый проект, - делится Рим. - Если у мечети – спокойный каверный, то у творческих площадок – более креативный и наполненный.

Живой «Поцелуй» и череп Йорика

Конечно, кроме архитектуры Арт-Квадрат привлекает и творческой атмосферой, где не последнюю роль играют различные перфомансы и мероприятия. Так, летом открылась необычная скульптура «Поцелуй», которая оживала при помощи реальных людей. Идея создания принадлежит Андрею Панову и подразумевает собой отлитые следы влюбленной целующейся пары. В торжественной церемонии приняли участие архитекторы, урбанисты, дизайнеры IX Международного архитектурного фестиваля «Эко-Берег». Отметим, в Уфе скульптура появилась первой, лишь потом она откроется в Северной столице России - Санкт-Петербурге, а в октябре – в итальянском Турине.

…Такого сюрреалистического зрелища уфимцы еще не видели – по тротуарам под бой барабанов шли Арлекино, Петрушки, еноты, венецианские дамы на ходулях и другие литературные образы. По дороге они успевали фотографироваться с прохожими, пугать черепом Йорика, пускать мыльные пузыри и устраивать импровизированные мини-спектакли.В карнавале многих привлек перформанс питерцев, которые в костюме жениха и невесты на импровизированных лыжах и с бокалами шампанского медленно «скользили» в конце толпы.

- Успеем дойти, зато столько ответных эмоций уже вызвали, - заверил Кирилл Кукушкин из коллектива «Нос».

Парад фестиваля уличных театров «Айда Фест» начался в Арт-Квадрате и прошел по улицам Чернышевского, Ленина. В течение двух дней уфимцы увидели более 40 спектаклей, перформансов, карнавальных шествий, концертов артистов из Санкт-Петербурга, Перми, Самары, Альметьевска, Туймазов и Уфы. Специальный гость фестиваля – уличный артист Asaf'n'roll из Израиля.

Актер театра «De Bufo» Наиль Сафин рассказал,

почему они организовывают «Открытый микрофон»: «…чтобы разбавить программу фестиваля уличных театров «Айда Фест» не только спектаклями, но и музыкантами, поэтами, ведь это часть огромной уличной культуры. Они важны для нас и всех тех, кто пришел посмотреть на талантливых людей».

Многие артисты, как Дмитрий Земас из «Театра, имени которого нельзя называть» (Санкт-Петербург), были поражены интересом горожан к уличному искусству.

- Почти по всем городам путешествовали, но в Уфе в первый раз, - поделился Дмитрий. – Здесь очень открытые люди, что мы ни сделали, их радует. Здорово, когда в одном месте собирается столько творческих людей.

Такая популярность Арт-Квадрата говорит о многом. Его устроители просчитали, по их выражению, и культурную составляющую, и коммерческую привлекательность.

- В нашем городском центре имеют место быть новые и старые здания, здесь люди могут гулять, есть, читать, покупать, - считает Рим Бикмаев. - Здесь место и для творчества, и для бизнеса. Мы пробуем все концепции и форматы, не отвергая ни музыку, ни театр, ни другое самовыражение. Смотрим, как реагируют люди. В то же время проводим социальные мероприятия, под которые площадки даются бесплатно. Считаем, что в том и состоит наша миссия – давать свободу творческим людям.

Зиля БАДРИЕВА








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости