ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Детям войны – особый статус
Парламент Башкирии принял закон, устанавливающий особый статус и право на подд...

Сине-бело-зеленое «пламя»
На своих страницах в соцсетях глава региона сообщил о планах привести в порядо...

Дорогие сердцу места
На сайте проекта «Атайсал» размещено 48 проектов, открытых для меценатов.



     №4 (233)
     Апрель 2021 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело



Выборы 2021





РУБРИКА "ЛЕГЕНДЫ УФЫ"

Запутанные истории переселенцев Верниковских


Казалось бы, что может объединять уфимских Верниковских с носителями такой же фамилии в далекой Беларуси? Когда и в связи с какими событиями появились в Уфе первые представители этого старинного дворянского рода, уходящего корнями во времена Великого княжества Литовского? На все эти вопросы знает ответ белорусский исследователь-генеалог Елена Валерьевна Коровченко, автор книги «Игуменская шляхта в Сибири. Ссыльные за участие в восстании 1863 года».

В ходе своих исследований она нашла в архивах Беларуси, Литвы и России уникальные документы, связывающие события польского восстания 1863 года с появлением ссыльных шляхетских семей в удаленных уголках Российской империи, в Сибири, Башкирии. Речь идет о восстании на землях бывшей Речи Посполитой, отошедших к Российской империи. Главной целью его участников было восстановление исчезнувшей вдруг страны в границах 1772 года. Тогда в боях против регулярных войск погибли более 12 тысяч повстанцев, около 25 тысяч получили ранения или были взяты в плен.
Особое внимание исследователя привлекли судьбы семейств околицы Сутин Игуменского уезда Минской губернии (ныне деревня Сутин Пуховичского района). В октябре 1864-го за помощь революционерам 22 «неблагонадежные» семьи, в том числе маленькие дети и престарелые, были высланы в Томскую губернию. В списках этих семейств указываются и Верниковские. Как ссыльные Верниковские оказались в Уфе? Чтобы разобраться в хитросплетениях их судеб и связать всех с маленьким застенком Сутин в Игуменском уезде Минской губернии, генеалогу понадобилось несколько лет кропотливой работы и поисков.

Три фигуры дворян Верниковских
- Можно выделить три самые колоритные фигуры, отметившиеся в Приволжье, - рассказывает Елена Валерьевна. - Это Иван (Ян) Антонович Верниковский, польский языковед, преподаватель древней истории и географии в Казанском и Харьковском университетах, его племянник Иосиф Антонович, известный меценат, дворянин Уфимской губернии, домовладелец. Третья фигура - сын Иосифа Антоновича, общественный деятель Александр Иосифович Верниковский, член управы, городской голова.
Изначально семейные предания уфимских Верниковских указывали на то, что шляхта была переселена в связи с польским восстанием 1830 года, но эта версия в итоге оказалась ошибочной. Архивные документы о судьбах высланных из Сутина подтверждали их участие в событиях более поздних - 1863-го и 1864 года и последующую ссылку в Томскую губернию. Поначалу факты и даты не стыковались, но шаг за шагом генеалог нашла ответы на все вопросы! 

Филарет, преподаватель, друг Адама Мицкевича
Итак, первая фигура - Иван Вернико
вский (1800-1864). Окончил Мозырское уездное училище, учился в Виленском университете, где получил кандидатскую степень по этико-филологическому отделению, был принят в педагогический институт при университете. В студенческие годы горячий свободолюбивый дворянин вошел в тайное общество филаретов и филоматов (1820-1823), за что и был осужден. Примечательный момент: по приговору, подписанному императором Александром I, филареты были направлены в ссылку в Казань, а трое талантливых молодых людей приписывались к штату Казанского университета для обучения восточным языкам. Среди них был и Иван. 
В его послужном списке - Казанская гимназия, где молодой человек преподавал арабский и персидский языки, древнюю историю и географию, латинский и французский, преподавание в Казанском университете. А затем ссылка за антиправительственную пропаганду в Вятку, где служил в гимназии. Работал преподавателем, инспектором и директором Симбирской гимназии. Закончил службу в чине надворного советника. 
О нем в «Былом и думах» Александр Герцен упоминает как об ученом-ориенталисте (востоковеде), друге поэта Адама Мицкевича и востоковеда Юзефа Ковалевского: «Из Вятки Верниковский перешел в Симбирскую гимназию, где был последовательно и долго учителем латинского языка, инспектором и директором. Верниковский умел, сохраняя импонирующее значение по отношению как к ученикам, так и к учителям, быть постоянно в живом общении с ними и пользовался уважением в обществе. Он был разнообразно образованный человек, что видно уже из того, что он мог быть и ориенталистом, и учителем французского и немецкого языков, и даже преподавал в университете всеобщую историю».

Как дядюшка похлопотал за племянника
- Во время работы над книгой мне не давал покоя вопрос: каким образом Иосиф Антонович Верниковский оказался в Сибири еще до восстания? - вспоминает свои поиски в архивах Елена Валерьевна. - Вся семья Иосифа во главе с отцом и братьями была сослана из Сутина после 1864-го, а к этому времени сам Иосиф уже почти десять лет был управляющим разных имений под Уфой и записан как дворянин Уфимской губернии. 
А объясняется все хлопотами Ивана Верниковского (к тому времени директора Симбирского училища) за своего племянника Иосифа. В 1854 году дядюшка позвал его на должность писца в училище. А уже позже связи Иосифа Верниковского позволили ему похлопотать о лучшей участи сосланных из Сутина родственников и соседей: в Уфу переехали Верниковские, Уминские и Татуры.

Упрямый управляющий и священники
Любопытны документы, рассказывающие об уфимском периоде жизни Иосифа Верниковского. С одной стороны, он упоминается как известный в городе меценат, домовладелец. Благодаря ему в Уфе появилась польская каплица, построенная по проекту архитектора Вальмута на Ново-Ивановском кладбище. Иосиф Верниковский дает деньги на ее строительство, а через какое-то время сооружает рядом фамильный склеп.
С другой стороны, это передовой, выражаясь современным языком, администратор сельскохозяйственных предприятий, сторонник технических новинок, харизматичная личность, отличающаяся отменным чувством юмора и особой находчивостью. 
Документы раскрывают любопытную историю противостояния его и местных православных священников.
Одно время Иосиф Верниковский служил управляющим в селе Чиркове Самарской губернии Бугульминского уезда. В рапорте благочинного протоиерея Николая Федорова в Самарскую духовную консисторию за 1860 год сообщается, что «священно-церковно-служители села Чиркова… претерпевают разныя стеснения от Управляющего Верниковского. Он, в настоящую весну, отнял у СЦС-лей огородныя усадебныя места - часть из них засеял Господскими коноплями, а другую отдал дворовым его людям» (орфография и пунктуация сохранены). В связи с этим консистория обратилась к предводителю дворянства с просьбой покровительства и защиты священнослужителей от Верниковского.

Безнаказанный грешник или ошибка консистории
На этом его противоборство с православной церковью не закончилось. В 1862 году в правлении Самарской духовной консистории заслушивается дело «О предании церковному покаянию» отставного коллежского регистратора, проживающего в селе Чиркове Бугульминского уезда Осипа Антоновича Верниковского «за неприятие мер предосторожности при работе крестьянином Родионовым на машине, вследствие чего он лишился жизни». Об этом сообщается в губернское правление.
За гибель крестьянина решением Самарской уголовной палаты было предписано сделать строгий выговор «в присутствии Суда и предать церковному покаянию по распоряжению духовного начальства». И здесь начинается самое остросюжетное. Иосиф Верниковский не отказывается от епитимьи, назначенного консисторией церковного покаяния на два года, от постов, поясных и земных поклонов, благотворительных дел, говения. Но ничего из перечисленного и не исполняет. Более того, постоянно меняет места службы и разыскивается епархиальным начальством. Уклониста в 1863 году находят в Белебеевском уезде, где он работает уже в должности управляющего имением господина Осокина. Местному священнику поручается наблюдать за выполнением церковного наказания. Но Верниковский снова меняет место службы и вновь разыскивается церковнослужителями. И тут наконец проясняется, что наказание не может быть исполнено в связи с римско-католическим вероисповеданием грешника. Еще через год священник Иоанн Грессоров ходатайствует о том, чтобы разыскать Верниковского и назначить ему епитимью «по правилам католицизма». И тут оказывается, что такую епитимью в Уфе накладывать некому. Здесь нет католических священников. Министерство внутренних дел Оренбургского губернского правления обращается в Могилевскую духовную римско-католическую консисторию о наложении епитимьи на отставного коллежского регистратора. Речь идет о предании его покаянию через проживающего в Оренбурге католического священника. Оренбург от Уфы далеко. Однако надзор за соблюдением епитимьи был практически невозможен. Похоже, что Иосиф Верниковский так и остался безнаказанным.

Житейские переплеты
Попадал он и в другие житейские переплеты. К примеру, в газете «Русское слово» за 1 апреля (19 марта) 1908 года в разделе «Убийства, нападения, грабежи» сообщается, что ночью 17 марта в своей квартире ограблен несколькими «экспроприаторами» дворянин Верниковский. По версии издания, грабители унесли с собой 900 рублей, драгоценности, ранили хозяина кинжалом. В полицейских донесениях картина грабежа уточняется: 500 рублей похищены из ящика письменного стола, 300 из сундука, золотые карманные часы за 150 рублей. Потерпевший указал, что накануне к нему приходил с просьбой денег некий молодой человек от партии «анархистов-коммунистов». Непредусмотрительный хозяин ему отказал.
А в июле 1913 года Верниковский получил анонимное письмо с требованием оставить 500 рублей на углу Пушкинской и Аксаковской. С угрозой в случае невыполнения - лишить жизни. Дознанием вскоре был установлен автор письма. Им оказался ученик частной гимназии пятнадцатилетний сын чиновника.
Сохранился и документ о пожаре во флигеле собственного дома на Аксаковской, 26 дворянина Верниковского. От полученных ожогов в октябре 1916 года Иосиф Верниковский скончался в возрасте 91 года, оставив вдовой супругу Юлию Николаевну Пшестепмскую и двух сыновей, Александра и Генриха.

Городской голова
Именно с Александром Верниковским связаны яркие страницы общественной жизни Уфы в начале ХХ века. Помещик, общественный деятель, член партии кадетов. Выпускник Казанского ветеринарного института работал ветврачом. В 1909-м был избран гласным (член собрания с решающим голосом в Российской империи) в городскую думу, заведовал в думе отделом по народному образованию. Разработал план всеобщего народного образования в городе, добился строительства ветлечебницы, предоставил свои средства на строительство Уфимской мужской гимназии. Член городской управы (1913), городской голова (1914-17), после февральских революционных событий оставался приближенным к власти. В марте 1917-го избирается председателем президиума комитета общественных организаций, созданного для контроля за деятельностью губернских учреждений Временного правительства. Председатель окружной комиссии по выборам в Учредительное собрание, мировой судья в Уфе и Бийске (1917-1919), работал в комиссариатах внутренних дел и здравоохранения. В июне 1920 г. командируется в Забайкалье на борьбу с чумой. В 1922-м назначается заместителем начальника ветеринарного управления Башнаркомзема. 
Верниковские состояли в родстве с известным большевиком Николаем Павловичем Брюхановым, но это не спасло семью от дальнейших революционных гонений. Они были вынуждены отступать вместе с белогвардейцами, Александра, Генриха и их двоюродных братьев и сестер, в свое время переселившихся из Томской губернии, разбросало по России и за границей.

Что можно еще добавить к истории уфимской ветви Верниковских? В окрестностях Уфы Верниковские основали три хутора: Доминиковка, Александровка и хутор Верниковских. Потомки этого разветвленного рода проживают и в самой Уфе.
- Во время работы в архивах в метрических книгах я насчитала 71 младенца, родившегося у Верниковских в ссылке до 1870 года. Было бы замечательно, чтобы все потомки отозвались. И я смогла бы пополнить огромное генеалогическое древо польского дворянского рода, к которому тоже имею прямое отношение, - поделилась своей надеждой Елена Валерьевна. - Возможно, обнаруженные факты и сведения, семейные предания войдут в новую книгу о ссыльных поляках.

Галина ЧИРУК








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал Ufaved.info

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости