РУБРИКА "АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ"«Своим примером, своей речью…» Учитель формирует личность
В этом году за парты сядут более 130 тысяч уфимских школьников, а 15 000 первоклассников только начнут познавать азы науки. Педагоги столицы собрались на традиционный августовский форум, чтобы обсудить актуальные направления обучения и воспитания, а также эффективные муниципальные практики.
На пленарном заседании 19 августа обсудили итоги прошлого учебного года, а также озвучили цели и задачи, стоящие перед сферой образования в новом году. К педагогам Уфы обратился руководитель администрации главы республики Александр Сидякин. - Пандемия, начавшаяся в прошлом году, внесла свои коррективы и заставила нас учиться жить по-новому, - отметил он. - Тем не менее с 2019 года в республике распахнули двери 21 школа на восемь тысяч мест, а также 23 детских сада почти на 4000. Продолжается укрепление материально-технической базы учебных заведений. Эволюционирует и сама образовательная среда, уже никого не удивляют такие слова и понятия, как «точка роста», «мобильный кванториум» и «квадрокоптер». Сегодняшние школьники имеют возможность без отрыва от учебы окунуться в спорт и многочисленные кружки и даже курсы по открытию бизнеса. Модератором пленарного заседания выступила вице-мэр Гуллярия Ялчикаева, призвавшая коллег-учителей обратить особое внимание на развернутую в фойе выставку, приуроченную к педсовету. Ведь на площадках форума в рамках выставки социально значимых проектов представлены технические новинки, предназначенные для образовательной отрасли: уже упомянутые квадрокоптеры, технологии виртуальной реальности, интерактивный пол и даже небольшой 3D-принтер, на котором можно было напечатать самые разные предметы. - Здесь представлены последние разработки, призванные усовершенствовать техническое оснащение школ: фотостудии, киностудии, - рассказал руководитель компании «Медиа РБ Инжиниринг» Рамиль Зигануров. В ходе же самого пленарного заседания участники обсудили инклюзивность в образовательных учреждениях города. А днем ранее на дискуссионной площадке было представлено 6 новых образовательных проектов. Среди них привлек внимание антибуллинговый центр, идущий, что называется, в тренде сегодняшнего дня, когда общество открыто говорит о травле и насилии. Также интересным показался проект по развитию школьного самоуправления. Все представленные разработки будут претворяться в жизнь в содействии с руководителями университетов, психологами и молодыми педагогами. По словам начальника Управления образования администрации Уфы Елены Хаффазовой, результатом внедряемых инициатив должно стать формирование ответственной личности. - Каждый доклад августовского совещания сфокусирован на теме воспитания: так мы откликнулись на ориентиры, заданные президентом страны, - подчеркнула Елена Робертовна. – Воспитание многогранно, мы стремимся привить ребенку гражданские, патриотические чувства, сформировать его как целостную личность. Уже сейчас мы можем опираться в данном вопросе на новые муниципальные практики. Например, с прошлого года запущен проект «Россия – моя история», в рамках которого ребята знакомятся с Конституцией, основными правами и законами страны. Все эти разработки будут включены в учебно-методические планы. Еще один проект - «Уфа в стиле ЭКО». В школах проводятся акции по сбору мусора с участием детей, начиная с детсадовского возраста. Также очень важно профориентирование. Мы проводим различные мероприятия в содействии с высшими учебными заведениями – с малых лет дети выбирают сферу будущей деятельности и уже имеют представление, в каком направлении им двигаться.
Ведущий научный сотрудник лаборатории семейного и общественного воспитания НИИ семьи и воспитания Российской академии образования, доктор педагогических наук Ирина Фришман выразила надежду, что наступающий учебный год, несмотря на сложившиеся тенденции, преимущественно пройдет в формате офлайн. - Ирина Игоревна, хотелось бы понять, что включает в себя понятие «воспитательная работа», как оно трансформировалось с течением времени и с чем подошло к 2021 году? - Воспитательная работа несет в себе компоненты воспитательной деятельности, программ и проектов. Она связана с созданием условий по социализации ребенка. Сюда входят такие понятия, как адаптация, проявление собственной инициативы и приобретение тех ценностей, что позволяют тебе двигаться дальше. Это ответственность в связке со своими правами и обязанностями, а также инициативность. Кроме того, воспитательная работа требует от классных руководителей и директоров полной вовлеченности. Преподаватели беспрестанно проводят работу по воспитанию – своим примером, своей речью, отношением к языку... - Кажется, что в наше время в вопросе воспитания преподавателям и родителям приходится соревноваться с соцсетями с их бешеной скоростью распространения информации. Как быть с этим? - Я скажу так – все может быть как ресурсом, так и препятствием. Когда мы так избыточно ругаем соцсети – это неправильно. Ведь телефон в руках ребенка может быть источником информации, творческой реализации, но, к сожалению, также и местом, куда можно «сбежать» от реальности. Это создает недопонимание, поскольку важно живое общение с разными людьми, чтобы можно было сформировать спектр мнений. Можно запустить ребенка в интернет, но при этом не нести за него ответственность. Поэтому я бы сделала акцент на выстраивании диалога. Все же качественное живое общение не заменят никакие соцсети. - В своем докладе вы упомянули пионеров. На ваш взгляд, какие пионерские заповеди актуальны в наши дни? - Пионер – это образ честного человека. Он неравнодушен, но такое возможно только при поддержке взрослых. Зачастую сверстники начинают упрекать таких неравнодушных в том, что те стараются «подлизаться», что им больше всех надо. Девиз современных пионерских организаций (коих, кстати, немало) звучит так: «За родину, добро и справедливость!» Родина – это пространство жизни, корни. Добро – готовность оказать искреннюю помощь. А справедливость – это мера между Родиной и добром. Не проявлять эгоизм, а ценить то, что для тебя сделали родители, школа и т.д. И еще одна важная заповедь – это сохранение традиций. Еще нужно участвовать в разных уровнях управления. Пионерские организации существуют для того, чтобы создавать ориентиры. Можно изобразить плохого человека, но добро сымитировать нельзя – его можно проявлять только делом. - Но ведь альтруизм, сильное желание помочь другим могут иметь и негативные последствия. Это красноречиво показано, например, в фильме «Плюмбум, или Опасная игра»... - Этот момент нужно объяснять ребятам. Доносить до них, что увлечение игрой может приводить к трагическим последствиям. Важно обращаться к истории, опять же предлагать ориентиры. В принципе, я считаю, что в условиях Башкортостана можно воплотить в реальность озвученные мной концепции. Для этого необходима слаженная работа социальных институтов. Нужно, чтобы общество и государство взаимодействовали, а не противостояли друг другу.
Антон СУХАРЕВ |