ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Низко вам поклониться хочу...
В Уфе в честь Дня медиков прошел праздничный парад. Более 700 врачей, медсестер, фел...




     №7 (248)
     июль 2022 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "СВЕЖО ПРЕДАНИЕ"

О дорогах в Башкирии 300 лет назад


Историк, истомившись в часовом стоянии у знаменитого зининского железнодорожного переезда, невольно вспомнит о мытарствах, ожидавших путников, выезжавших из Уфы в башкирские волости во времена Петра I. Источники свидетельствуют, что уже в начале XVII века Башкирия перестала быть транзитной территорией. Российские власти закрыли старинный тракт - казанскую дорогу, которая соединяла Европейскую Россию с Сибирью. Проходила она через ногайскую ставку в Уфе, что впоследствии стало одной из причин выбора места для строительства одноименной русской крепости. Новый сибирский тракт прошел через пермские земли. Чем было мотивировано решение Москвы проложить дорогу в обход башкирских земель? Исследователь Сибири А.А. Преображенский полагал, что закрытие старой казанской дороги было обусловлено фискальными соображениями. Мы же полагаем, что российская администрация была не в состоянии контролировать поток вольной колонизации, проходящий через наши земли. Этнографы заметили, что традиционный праздничный национальный костюм башкир состоял исключительно из привозных среднеазиатских тканей (атлас, шелк, бархат). Каким же образом местное население получало эти товары? В России регулярная торговля с государствами Средней Азии велась в основном в сибирских городах. В Уфу партии восточных товаров поступали редко, только тогда, когда в город прибывали посольские миссии калмыков и казахов. Традиционные караванные маршруты от Ургенча в северном направлении доходили только до бывшей столицы Ногайской Орды Сарайчика, т.е. до южной границы Башкирии. Далее караваны двигались либо на запад к Волге, расходясь по направлениям на Астрахань и Казань, либо на восток - в Сибирь. Основной поток среднеазиатских товаров двигался в обход территории Уфимского уезда. Учитывая непрекращающиеся столкновения между башкирами и калмыками, восточные купцы предпочитали пересекать границу за Уралом. Не случайно башкиры в XVI-XVII веках ходили торговать с хивинцами и бухарцами на Тобол и Ишим, куда азиатские купцы доводили свои караваны. Башкир тангаурской деревни Кыдрясово мулла Максют Юнусов, принимавший участие в караванной торговле с Бухарой в 20-е годы XVIII века, специально переселился в Зауралье. История его предпринимательской деятельности свидетельствует о том, что торговое сообщение с городами Средней Азии в 20-е годы XVIII века осуществлялось эпизодически по причине возросшей угрозы со стороны кочевников. По утверждению Максюта Юнусова, в течение 1718-1724 гг. на пути в Бухару он трижды подвергался ограблению. В нападениях на караваны участвовали не только каракалпаки, но и яицкие казаки.Таким образом, по Уфимской провинции постоянно передвигались в основном представители местной администрации, некоторые из них выезжали в волости на протяжении десятилетий. Главной причиной этих поездок был сбор ясака. Ежегодно в зимнее время четыре уфимских дворянина с подьячими (редко кто из дворян владел грамотой) и толмачами отправлялись по 4 дорогам Уфимской провинции - Казанской, Ногайской, Осинской и Сибирской. «Дорогами» в данном случае называли не пути сообщения, а податные ясачные области. Как сказано в одном из документов XVIII века, дороги «почитаются не для проезда, но вместо уездов, или как в российских уездах имянуются разные станы». Каждая из них имела определенное своеобразие в податном обложении. К примеру, башкиры Ногайской дороги платили ясак не куницами, живущими в лесах, а шкурками лисиц, которые обитали на степных просторах юга региона. Обратим внимание, что выезд за ясаком происходил зимой, поскольку перевозить грузы можно было только по руслам замерзших рек. В остальное время года передвигались только верхом. Какие дороги были отмечены в источниках XVII - начала XVIII века? До 1730 года российская администрация не обладала даже приблизительной картой Уфимской провинции. В первые полвека со времени основания Уфы местные дворяне разъезжали только с проводниками, которых в документах называли «вожами». Первыми из которых были башкиры рода Салъют во главе со своим князем Шугуром Кокузовым. Судя по челобитной его внуков, салъюты приняли активное участие в строительстве города. На станичную службу по охране границ местные дворяне отправлялись только в сопровождении башкирских тарханов. Однако во время восстаний уфимская администрация уже не могла полагаться на сотрудничество с местным населением. В 1721 году графу Ивану Гавриловичу Головкину, посланному к башкирам для возобновления их российского подданства после восстания 1704-1711 годов, было указано: «…тайным обычаем тамошним местам той стороне в сей, где оные противники жительство свое имеют, учинить карту с маштабом: в тех местах какие реки и прочие урочища обретаются и тем реками какие суды ходят и мочно ли ими или сухим путем для унятия их от тех их противностей в те места в весть полки, и в которые и сколько полков, и каким образом, о чем обо всем при том чертеже подписав свое мнение, прислать в сенат немедленно».Тем не менее Головкин не выполнил поручения сената и только спустя 9 лет в провинции был составлен реестр волостей с описанием дорог, ведущих к ним. Это своего рода дорожник, ориентированный по руслам рек провинции. И записанный по устному докладу уфимских дворян - Федора Ивановича Жилина и Емельяна Ивановича Третьякова, личности которых заслуживают внимания хотя бы тем, что башкиры признавали их самыми честными представителями уфимской администрации. Обычно дворянин получал право собирать ясак в качестве награды за воинские подвиги или как пособие за понесенные на государевой службе убытки. Власти ограничили срок пребывания на этой должности двумя годами. Однако вследствие беспредельной жадности большинство дворян попадали под суд уже после первого года пребывания на должности. Воеводы не хотели ссориться с башкирами из-за вымогательства отдельных дворян. На фоне алчных уфимцев Жилин и Третьяков выглядели теми самыми праведниками, без которых, как известно, город не стоит. Их отправляли собирать ясак с башкир на протяжении 27 лет. В своих коллективных челобитных те настоятельно просили присылать именно этих двух дворян. Проведя полжизни в башкирских волостях, Жилин и Третьяков лучше всех русских людей определяли расположение отдельных родов и, главное, знали, как до них добраться. Реестр 1730 года свидетельствует о том, что до подавляющего большинства волостей доехать можно было только верхом. Что же касается гужевого транспорта, то Жилин и Третьяков в разных вариантах повторили одну фразу: «…от Уфы тележнаго пути за горами, и за лесами и за топями нет». Лишь в отношении некоторых степных зауральских волостей реестр делает исключение: «…тележного пути от Уфы до Урала нет за горами и за лесами, а по Зауралью тележной путь свободной». Именно поэтому аборигены, отправляясь на летовки, предпочитали перевозить грузы либо на волокушах, либо на передках телег. За 3 столетия мало что изменилось. В начале XX века этнограф Сергей Руденко писал: «Вследствие плохих путей сообщения, отсутствия наезженных дорог в быту башкир сохранились весьма примитивные приспособления для перевозки тяжестей, в частности волокуши. Устройство волокуши было крайне простое: две жерди, метра четыре длиной каждая, толстыми концами привязывались к седлу верхового коня у стремян. Посредине жерди связывались лыком или волосяной веревкой, ниже которой прикреплялось большое полотнище луба. На луб клались вещи и увязывались. Там, где лесные тропы были достаточно торными, для перевозки имущества башкиры пользовались тележными передками. Вещи складывались или только на ось передка, или на ось передка и на задние концы оглобель, опутанные веревкой, или на особые жерди, привязанные к передку». Башкиры в XVIII в. даже покойников хоронили верхом. По свидетельству академика Ивана Лепехина, процессию возглавлял едущий верхом мулла. За ним везли покойника. Он лежал на лубке. «Лубок висел на двух веревочных петлях, соединенных поперечною веревкою, сквозь которою продет был шест, а концы оного лежали на передних седельных луках двух верхом рядом едущих башкирцев, между коими покойник как в зыбке качался...». В XVIII веке путешествующие всадники двигались неспешно. Расстояние в 280 километров между Уфой и Мензелинском (западная граница Уфимской провинции) путник верхом преодолевал за 5 дней. Что же касается водного транспорта, то далеко не все реки провинции считались судоходными. Так, по главной реке, Белой, на грузовых плоскодонных лодках-романовках добирались только до Солеваренного города (Красноусольск), дальше перевозить грузы было невозможно. Даже после учреждения соляного тракта дорога из Уфы в Оренбург (371 км) занимала неделю. Михаил Ребелинский (автор дневника) в 1797 году выехал со своим семейством в субботу 6 июня, а добрался до Оренбурга в субботу 13-го. Любопытно, что при отсутствии дорог в провинции вплоть до середины XVIII века расстояние измеряли не верстами, а днями пути: «…ибо в уезде верст нет, а считают расстояние днищами». К примеру, в 40-е годы XVIII века, чтобы нанять курьера для казенных надобностей, власти платили по 15 копеек за день, проведенный в дороге. Эта традиция восходила еще к времени Ногайской Орды. Как установил Вадим Трепавлов: «В Ногайской орде «днищами» отмеряли путь и послы, и купцы-караванщики, и кочевники во время своих сезонных передвижений. Так, в 1618 году мирзы Тинмаметевы с улусами занимали Рын-пески в междуречье нижней Волги и нижнего Яика, находясь от Астрахани в семи «днищах».Данное обстоятельство свидетельствует о том, что в Уфимской провинции XVIII века отсутствовала государственная ямская служба. На станциях расстояние исчисляли в верстах. Так учитывали необходимых ямщиков, лошадей и все необходимое для передвижения. Еще по монгольской традиции в России ямские станы располагались на расстоянии 40-50 верст друг от друга. В Уфимской провинции коммуникация осуществлялась иным образом. В одной коллективной челобитной башкир конца XVII века отмечено: «…как зачался город Уфа посылались с Уфы в Уфинской уезд всякие приказные присыльные люди для всяких дел и они возили тех посыльных людей и давали под них подводы безо всякой остановки от деревни до деревни, от города до города, где ямов нет, до Заинска и до Шешминска до Мензелинска и до Самары и до Казани и до Уфы и под послов и под посланников давали подводы, тако ж деревни до деревни, потому что у них исстари ямов не было». Ямы, или ямские станции, представляли собой поселения государственных служащих (ямщиков), получавших от казны жалование и землю для содержания достаточного количества лошадей. В Уфимской провинции почтовую службу осуществляли башкиры, обязанные предоставлять государственным служащим своих лошадей, подводы, продовольствие, ночлег и сопровождающих. Жители каждой деревни везли служащих и казенные грузы до ближайшего селения, жители которого по эстафете отправляли командировочных до следующей деревни. Нередко чиновники и офицеры злоупотребляли своим положением, отправляя за их счет не казенные, а частные грузы. В 1722 году башкиры жаловались на то, что «посылаемые на Уфу офицеры и другие начальствующие, по возврате назад через их башкирскую казанскую дорогу и берут подвод по 20 и по 30 и по 50 и по 80 и по 100, и проездных лошадей и кормы и себе на пропитание всякие харчи, а уфимские воеводы и начальствующие посылают вдругоряд и для запасов в домы свои на их же подводах, отчего с их несносной тягости и многие с той дороги разбрелись в сторону». Зимой 1705 года казанский комиссар Александр Сергеев потребовал 600 подвод для доставки служащих 6 казанских полков из Мензелинска в Уфу. С другой стороны, отсутствие государственной ямской службы ставило уфимскую администрацию в полную зависимость от доброй воли башкир. В случае возникновения конфликтных ситуаций башкиры просто отказывались перевозить служащих и казенные грузы. Например, в 1718 году было сорвано исполнение указа Петра I о запрете рубки заповедных лесов вдоль судоходных рек. Башкиры, собравшись на сход, заявили властям, что они не пустят в свои волости и не дадут лошадей и подводы лесным надсмотрщикам. В 1721 году командированному на реку Илек дворянину Аничкову башкиры заявили, что на соляные промыслы его не пустят и подвод не дадут. Таким образом, сама возможность для чиновника или офицера находиться на вотчинных землях зависела от местного населения. Вместе с тем у башкир всегда были собственные дороги, о которых мало что было известно российским властям. Служащие и казенные грузы по ним никогда не перевозились. Эти тайные пути проходили по возвышенностям, горным хребтам, что позволяло избегать переправ через многочисленные реки и болота. Воспетые в башкирском эпосе, путь Канифы и дорога Кунгыр-буги проходили через регион с юга на север. Как писала Наталья Демидова, башкиры знали путь через Сакмару к крепости Осе. По южным отрогам Уральских и хребту Губерлинских гор башкиры имели возможность незаметно проходить в казахские степи.Лишь со строительством Оренбургской укрепленной линии появились тракты, находящиеся под полным контролем российской администрации.

Булат АЗНАБАЕВ








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости