 |
РУБРИКА "НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ"Сны о старом граммофоне
Паша - коллекционер, вполне серьезный. Комната в общежитии в районе Телецентра, где юный искатель живет вместе с мамой и папой, стала почти музеем: на полках блестят стеклянные аптекарские пузырьки, бутылочки от масла для машин "Зингер", есть старые фарфоровые игрушки, заводной троллейбус, на столе - пузатый самовар. А в растолстевшем за несколько лет портфеле хранятся листки газеты "Великая Россия", изъеденные мышами, запыленные, журнал прогрессивного садоводства и огородничества за 1907 год, обрывок фиолетовой тетрадной обложки. И фотографии из семейных альбомов, забытые съехавшими жильцами. Интерес к поиску старины у Паши чуть ли не с рождения. Мама рассказывает, что малыш радовался, когда откапывал что-то в земле. Да хоть старый гвоздь! А потом как-то пошел с папой гулять и набрел на котлован на пересечении улиц Свердлова и Карла Маркса - там трубы меняли. До революции на этом месте была аптека, и когда стали рыть землю, вскрылся подвал, а в нем - целый склад пузырьков и пузыречков. Их-то папа с сыном и обнаружили. До чего красивы оказались гербованные склянки! Каждую мальчик рассматривал под лупой подолгу. Так началась Пашина "эпопея" с находками из прошлого. За три года Паша побывал на многих чердаках, во многих дворах. Самые удачные походы помнит досконально: - На чердаке дома на Аксакова-Свердлова я нашел архив семьи Исмагиловых - паспорта, документы. Вот у меня есть старый паспорт на имя Исмагилова Идриса Шагимардановича. Он родился 1 января 1888 года, записан магометанином. Там же были и немецкая книжка, отпечатанная готическим шрифтом, со штемпелем "Проверено военной цензурой", и целый альбом фотографий, который оказался забыт или просто никому не нужен. Это не единственный альбом, найденный Пашей. Он всматривается в черно-белые снимки и пытается понять, кто были эти люди, кем друг другу приходились - череда картинок из чужой жизни стала ему родной. Это может показаться странным, но к Паше почти не приходят посмотреть на чудо-вещицы ни одноклассники, ни дворовые друзья. Один раз он взял с собой на "разведку" товарища, но тот сходил раз и больше не пошел. Может, не видят ребята в старых предметах то, что видит Паша? А он уже привык к тому, что в старые дома, которые готовятся к сносу, надо спешить - иначе с паломничеством можно опоздать. Многие ищут там остатки человеческого тепла - и варвары, сметающие все на своем пути, и аккуратисты, которые работают тонко, не разрушая: берут только то, чего у них нет, а остальные находки складывают на видном месте горкой, чтобы другие коллекционеры сразу увидели. Таких Паша уважает, к варварам же относится скептически. Паша старается, как говорится, держать связь с уфимскими коллекционерами, вместе с папой к некоторым из них ходил в гости, рассматривал коллекции. Но плохой завистью не завидовал никогда. Он вообще добрый - может, потому и везучий. И не жадный совсем: если что-то найдет такое, что у него уже есть, отдает в музей. Дому-музею Аксакова передал часть игрушек, фотонегативы, сковороду, чесало, пузырьки от духов 50-х годов. А еще Павлик очень любит рисовать, учится в художественной школе. В семье Дорофеевых все художники - мама Елена преподает на худграфе в БГПУ, папа Юрий - мастер по бересте. Но пойдет ли по стопам родителей и дальше, Паша пока не решил. Он вообще не знает, кем станет, у него более близкая мечта - иметь граммофон с трубой. Штука очень дорогая, а если в рабочем состоянии, то еще дороже. Но в мечтах у Пашки старинный граммофон поет во всеуслышанье.
Оксана КУЗЬМИНА |
|
 |