 |
РУБРИКА "НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ"И флейты светлая печаль...
На прошедшем в венгерском городе Шиофаке Международном фестивале юношеского творчества «Silver Beach» ученица ДМШ №1 имени Н. Сабитова 13-летняя Анастасия Уразбахтина удостоена Диплома III степени и звания лауреата в номинации «Духовые инструменты». С нашей юной героиней мы встретились в музыкальной школе, где Настя учится искусству игры на флейте под руководством педагога Дилары Нурисламовой.
- Настя, ты из творческой семьи? - Папа и мама у меня врачи. А вот сестренка танцует в ансамбле «Мечте навстречу», причём делает успехи. Ей 10 лет. - А тебе сколько лет было, когда познакомилась с флейтой? - Шесть. Когда меня сюда привели, Дилара Назиповна так интересно, захватывающе рассказывала о флейте, что мне сразу захотелось учиться именно у неё... - Долго готовилась к конкурсу? - Год. Занималась в школе, после - дома. - Что помогло тебе победить? - Я благодарна своему педагогу - ведь мы вместе готовились к этому фестивалю. Дилара Назиповна для меня - идеал преподавателя. Если нужно что-то доработать, обязательно подскажет, как это сделать. Никогда не ругается, мягкая, спокойная. Хотя, если есть какой-то «прокол», я сама его чувствую и начинаю над ним работать, чтобы устранить. Но, конечно, при помощи моей любимой учительницы. *** - Ты занимаешься музыкой ещё и дома. Соседи не ругаются? - Наоборот - они довольны! Им очень нравится меня слушать. - А на какой флейте ты играешь? - На поперечной (флейты делятся на продольные - открытые и свистковые, поперечные и многоствольные). Она у меня очень лёгкая, с хорошим звуком. - Почему именно флейта? - Мои родители любят классическую музыку, и я постоянно восторгалась звуком флейты. Сначала хватала дома трость, пыталась играть на ней, а потом папа с мамой сказали мне, что флейта - это специальный инструмент. И когда пришло время идти в первый класс, меня спросили - чем ты хочешь заниматься? Я сказала, что хочу играть на флейте - так интересно мне это было. *** - Музыканты в большинстве своём универсалы. Ты играешь еще на каких-то инструментах? - На фортепиано. - А петь любишь? - Да, я пою в хоре. - Что больше всего тебе нравится исполнять? - Я люблю лёгкую, «прыгучую» музыку. Моцарт, Шуберт, Бах - великие композиторы, и мне так нравится играть их произведения! - Есть ли у тебя кумиры в современном музыкальном мире? - В современном - нет. Мне кажется, многие сегодняшние певцы, певицы не очень-то чувствуют музыку. Хотя и поют. Я всё же предпочитаю классику. *** - У тебя есть мечта? - Пока нет. Для начала мне нужно окончить школу с золотой медалью - можно сказать, что это такая маленькая мечта, - для того чтобы начать реализовывать свои планы. - Какие ещё у тебя есть увлечения? - Изучаю английский язык, планирую заняться спортом - например, волейболом. Мне хочется держать себя в форме. *** - Настя, куда пойдёшь после школы? Продолжишь и дальше заниматься музыкой? - Наверное, я буду врачом. Во-первых, мои родители - врачи. У меня же, когда думаю о тех, кому плохо, о больных и умирающих - сжимается сердце… - А не жалко с такими успехами в музыке уходить совершенно в другом направлении? - Я же не прощаюсь с флейтой! Она всегда будет со мной, я буду играть на ней. Но я хочу помогать людям, приносить пользу обществу. Когда кто-то из близких болеет, всегда стараюсь поддержать. Хотя думаю и о том, чтобы стать дипломатом. Дипломаты ведь тоже несут пользу людям, только в более масштабном смысле. И музыка здесь не будет помехой - она помогает людям, говорящим на разных языках, понимать друг друга.
Педагог по классу флейты Дилара Нурисламова: О наболевшем - Знаете, как мне жаль, что Настя прекращает учёбу? Это же больная мозоль. Занималась у меня девочка, Айсылу Ханова, настоящая звёздочка. Очень перспективная, лауреат различных конкурсов. Закончила школу с отличием, мы говорили с ней о том, чтобы продолжить учёбу в училище искусств. И вдруг она исчезла, никому ничего не объяснив, отключила телефон. Выяснилось, что родители, далёкие от творчества, настояли, чтобы она поступала в техникум - чтобы была стабильность, уверенность в завтрашнем дне. Всегда жалко терять талант. А я не могу заставлять детей продолжать заниматься музыкой… Когда Айсылуша играла, зал замирал. И звук, и техника, и темперамент! И смотрела прямо на жюри, гордо так. Она успевала ухватить всё - как смотрит жюри, как слушают зрители… До сих пор больно. Теперь вот Настя уходит… - А какой вы впервые увидели Настю? - Такая белокурая Дюймовочка ко мне пришла. Она сразу мне понравилась. - Вы её больше ругаете или хвалите? - Я горжусь Настей. Конечно, где-то мы можем поспорить, что-то приходится показывать, подправлять. Она быстро схватывает замечания, исправляет, правда, иногда может «недозаниматься», полагаясь на способности. Я пожелала бы ей больше решительности и смелости. Уверенности в себе. Вот была у нас с Настей борьба: городской конкурс, а она опускает глаза и смотрит в пол. А звук-то полётный, надо поднимать голову! Хотя и бойцовские качества в ней есть… Когда готовились к Международному конкурсу, я объясняла, что всякое может быть - и неудачи, и победы. Говорила, что в любом случае это выступление запомнится, ведь оно первое такого уровня. Так и вышло - Настя в восторге от фестиваля в Венгрии. А жюри, как рассказывает Настя (мне, к сожалению, не довелось поехать), в свою очередь, восхищалось талантами и интеллигентностью уфимцев (кроме Насти, на конкурсе наш город представлял Детский образцовый театр балета «Мечте навстречу»). - У вас с Настей выпускной класс. Планируете ли участие еще в каких-либо музыкальных фестивалях? - В феврале будет Городской конкурс юных музыкантов-духовиков, готовимся к нему. Если займём призовое место, то пройдём на Всероссийский конкурс. О флейте - Как вы считаете, флейта - это грустный или весёлый инструмент? - Флейте присуще и жизнерадостное звучание, и светлая печаль, это как голос человеческий. Дудки, свирельки, свистелки, сопелки - всё это разновидности флейты. И голос, и флейта основаны на дыхании. Флейта - это же продолжение человеческого тела, настолько она органична. В переводе с латинского «флейтус» означает «ветер», «дуновение». Дыхание передаётся в инструмент, и он оживает… - Влияет ли флейта на характер музыканта? - У Чехова есть рассказ «Контрабас и флейта», там герои внешне очень похожи на музыкальные инструменты, на которых играют. Я работаю уже немалое время и при первом взгляде на ребёнка могу сказать, какие у него сложатся отношения с инструментом. Как он ставит руки, ноги. Держит ли осанку, корпус. Духовые инструменты очень специфичны, игра основывается на физиологии ребёнка. Пока грудная клетка маленькая, сердечко не развито, пальчики тонкие - мы начинаем с блок-флейты - облегчённого варианта инструмента. - Что входит в понятие «хорошая флейта»? - В советское время играли в основном на ленинградских флейтах, о японских тогда мечтать не приходилось. Времена меняются, и сегодня можно выбрать хороший инструмент. Однако каким бы замечательным он ни был, его надо заставить играть. Звучание, конечно же, отличается. Звукоизвлечение, нажатие на клапаны, материал инструмента - всё это сказывается на звуке. Тем, кто хочет научиться играть, нужно иметь упорный характер. Таланта мало, главное - трудоспособность. Успех - это каждодневный труд. Я люблю музыку, она божественна. Музыкой мы лечим душу, это терапия. Соприкасаясь с классикой, наши дети становятся чище. И всё же - так жаль, что Настя уходит…
Гюзель Сахипова |
|
 |